Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2013 по делу n А62-2211/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

11 ноября 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А62-2211/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 01.11.2013

Постановление изготовлено в полном объеме   11.11.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Смоленск-Фармация» (г. Смоленск,                ИНН 6731044438, ОГРН 1036758329541) – Лампасова С.Ф. (доверенность от 14.12.2012), Евсеевой Е.А. (доверенность от 17.05.2013), Богатова И.М. (выписка из протокола  от 28.06.2013 № 25), Сафоновского  А.А. (доверенность от 30.10.2013 № 165/2013),      Колунова Ю.И. (доверенность от 30.10.2013 № 164/2013),  заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску (г. Смоленск,                                        ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260) – Азаровой А.С, (доверенность от 09.04.2013             № 0703/00872), Фроловой Т.Я. (доверенность от 24.10.2013 № 0703/02653),                     Калядиной Н.П. (доверенность от 31.07.2013 № 0703/019104), Добровольской А.П. (доверенность от 23.01.2013), Иванцовой  И.Г. (доверенность от 06.12.2012                        № 0703/044604),   рассмотрев в открытом судебном заседании  путем использовании систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.07.2013 по делу                         № А62-2211/2013 (судья Печорина В.А.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Смоленск-Фармация» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску (далее – инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.02.2013 № 19/02 (С) в части  доначисления налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме 34 564 333 рублей; начисления пени за нарушение сроков уплаты налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме                        3 370 316 рублей; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, в виде штрафа в размере                   6 537 993 рублей; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц за август-декабрь 2010 года, 2011 год, январь-май 2012 года, в виде штрафа в размере, превышающем 115 458 рублей.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.07.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что осуществляя в рамках государственных контрактов обеспечение лекарственными средствами льготополучателей, заявитель имеет право на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 % в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, установленной для реализации лекарственных средств.

Налоговый орган обратился с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что предметом государственных контрактов, заключенных между обществом и департаментом Смоленской области по здравоохранению,  является оказание услуги по обеспечению льготополучателей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,  в связи с чем подлежит налогообложению НДС по ставке 18 %, поскольку   названная услуга не поименована в перечне, установленном в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, инспекция указывает  на несогласие  с  выводами  суда   в части эпизода,  связанного с несвоевременным  перечислением  обществом,   как налоговым агентом,  удержанного налога на доходы физических лиц,  поскольку считает, что суд первой инстанции необоснованно снизил в  четыре  раза штрафные санкции, примененные к обществу в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.

 При этом обращает внимание на то, что указанное снижение является несоразмерным по отношению к допущенному нарушению, а также отсутствуют обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность ОАО «Смоленск-Фармация» и положены в основу решения о снижении размера налоговой санкции.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заявитель указывает на то, что предметом государственных контрактов,  заключенных обществом с департаментом Смоленской области по здравоохранению,  являлся отпуск (реализация) лекарственных средств льготным категориям граждан  с дальнейшей оплатой только стоимости этих лекарственных средств, а следовательно, общество правомерно применило ставку НДС в размере 10 %, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской федерации для реализации лекарственных средств.

При этом обращает внимание  на  аналогичный вывод,  изложенный в  письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2012 № 03-07-07/84.

Кроме того,  заявитель отмечает, что нормативное регулирование ценообразования на лекарственные средства изначально предполагает включение в состав цены предполагаемых расходов исполнителя по государственному контракту, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов.

Общество также указывает, что суд первой инстанции с учетом смягчающих ответственность обстоятельств обоснованно снизил в четыре  раза размер штрафной санкции по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление заявителем  удержанного налога на доходы  физических лиц, что соответствует принципу соразмерности установленного налоговым органом наказания с совершенным заявителем правонарушением.

В судебном заседании 30.10.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 01.11.2013.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон,  исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя начальника ИФНС России по г. Смоленску от 03.08.2012 № 20/25 должностные лица налогового органа совместно с УЭБ и ПК УМВД России по Смоленской области в период с 20.06.2012 по 05.12.2012 провели выездную налоговую проверку ОАО «Смоленск-Фармация» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.

В ходе выездной налоговой проверки ОАО «Смоленск-Фармация» выявлены налоговые правонарушения, выразившиеся в неполной уплате налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, неправомерное не перечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц.

По  итогам налоговой проверки инспекция составила акт от 06.12.2012                      № 19/49 (с).

По результатам рассмотрения материалов проверки 15.02.2013 налоговый орган принял решение № 19/02(С), которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 6 537 993 рублей, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2 421 466 рублей. Кроме того, указанным решением  обществу предложено уплатить доначисленный  налог на добавленную стоимость в размере 34 564 333 рублей 02 копеек, пени за нарушение сроков уплаты налога на добавленную стоимость в размере 3 370 316 рублей, пени за нарушение сроков перечисления удержанного налога на доходы физических лиц в размере 115 458 рублей.

На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области от 05.04.2013 № 59 решение инспекции оставлено без изменения, а жалоба общества – без удовлетворения.

Не согласившись решением инспекции в части эпизода по доначислению налога на добавленную стоимость, определения размера штрафа по статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и частично  удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Обложение налогом на добавленную стоимость медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе лекарственных средств и изделий медицинского назначения  производится по налоговой ставке 10 процентов при их реализации (подпункт 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 названной статьи (пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) государственная социальная помощь –предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С даты установления гражданину, относящемуся к категориям, указанным в        статье 6.1   Закона № 178-ФЗ, ежемесячной денежной выплаты производится учет его права на получение набора социальных услуг, предусмотренных в статье 6.2 названного закона, то есть на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, в частности, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно статье 4.1 Закона № 178-ФЗ государственная помощь в виде набора социальных услуг осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, и предусматривает: 1) организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; 3) организацию обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В состав предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг включены, в частности,  услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона               № 178-ФЗ).

Пунктом 2.1 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004             № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов – в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (пункт 2.3 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»).

Положениями

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2013 по делу n А68-2266/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также