Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу n А68-11688/09. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 30 сентября 2010 года Дело №А68-11688/09 Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Дорошковой А.Г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3733/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2010 по делу № А68-11688/09 (судья Чубарова Н.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Зернопродукт» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тульской области о признании недействительным решения от 25.05.2009 года № 1751, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: Колесникова Н.В., юрисконсульт, доверенность от 17.09.2010 №34, от ответчика: Белишев А.Е., начальник правового отдела, доверенность от 03.12.2009 №03-01/07641, Елисеева И.С., начальник юридического отдела, доверенность от 25.08.2010 б/н, УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Зернопродукт» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тульской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 25.05.2009 года № 1751 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость. Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2010 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в апелляционную инстанцию с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим. Как следует из материалов дела, ЗАО «Радмила» состояло на учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Дагестан с 25.01.2005. 02.03.2006 ЗАО «Радмила» реорганизовано в форме преобразования в ООО «Радмила». В связи со сменой места нахождения ООО «Радмила» 31.03.2006 снято с налогового учета в Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Дагестан и в период с 14.04.2006 по 29.08.2006 состояло на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовкой области, а с 07.09.2006 поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России № 2 по Тульской области. На основании договора о присоединении ООО «Радмила» к ООО «Зернопродукт» и решения о реорганизации в форме присоединения указанными лицами 18 октября 2009 года подписан передаточный акт, в соответствии с которым ООО «Радмила» передает, а ООО «Зернопродукт» принимает кредиторскую задолженность в сумме 22 791 371,04 рубля (передана также дебиторская задолженность на эту сумму), бухгалтерская и иная документация (т.1 л.д.16). 30.04.2009 ООО «Зернопродукт» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 2 по Тульской области с заявлением № 525/09 (т.1 л.д.24) о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость, числившейся за ООО «Радмила» в сумме 22 781 371 рублей, в счет предстоящей уплаты налога на добавленную стоимость ООО «Зернопродукт». Отказав заявителю в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость, налоговый орган сослался на отсутствие переплаты на лицевом счете ООО «Зернопродукт», а также дополнительно пояснил, что последнее обратилось с заявлением о зачете (возврате) налога по истечении трехлетнего срока, установленного пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ. Инспекция полагает, что указанный срок начинает течь с того момента, когда присоединившееся в результате реорганизации лицо (ЗАО «Радмила») узнало или должно было узнать о возникновении права на возврат налога. Управление ФНС по Тульской области решением от 06.08.2009 № 204 подтвердило имеющуюся переплату по налогу на добавленную стоимость, отказав в удовлетворении жалобы о признании недействительным решения от 25.05.2009 года № 1751 по иным основаниям – по причине пропуска срока на подачу заявления о зачете (т.1 л.д.26-29). Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что реорганизация юридического лица относится к числу юридических фактов, изменяющих субъект налогового правоотношения, но содержание налогового правоотношения остается неизменным. Сроки давности (ст. 196 ГК, 48 НК, 113 НК и др.) при реорганизации продолжают течь на общих основаниях. Вместе с тем, суд посчитал, что о наличии переплаты обществу стало известно в момент реорганизации, поскольку из собранных по делу доказательств невозможно определить период, время и основания образования переплаты, чтобы считать их началом исчисления рассматриваемого срока. Переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 22 781 920 рублей подтверждена актом совместной сверки налогового органа и ООО «Зернопродукт» по налогам, сборам, пеням и штрафам № 494 от 06.08.2009, а также справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 64405 от 06.10.2009. В соответствии с п. 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ) В силу п. 6 ст. 176 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) при наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п.3 ст. 78 НК РФ). В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В силу статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Статьей 50 Налогового кодекса РФ также предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков. Как установлено пунктом 10 указанной статьи, сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 №12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что течение срока для подачи заявления на зачет налога следует определять с учетом исследования и оценки всех обстоятельств, имевшихся на момент существования той организации, деятельность которой была прекращена в результате реорганизации, а также обстоятельств, которые продолжались на момент деятельности ее правопреемника. Межрайонной ИФНС России № 2 по Тульской области не представлены акты сверок по налогам, подписанные ООО «Радмила», копии справок, выданных налогоплательщику вышеуказанными налоговыми органами, в котором ООО «Радмила» состояло на учете, для подтверждения переплаты по налогу и о размере этой переплаты, При этом суд исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В решении УФНС России по Тульской области от 06.08.2009 №204 указано, что ЗАО «Радмила» одновременно с представлением налоговой декларации по НДС за октябрь 2005г., в которой заявило к возмещению налог в сумме 25 016 949, 94 руб., направило в адрес Межрайонной ИФНС России по Республике Дагестан письмо от 02.11.2005 б/н с просьбой зачесть на основании ст. 176 НК РФ переплату по НДС в сумме 25 016 040, 94 руб. в счет предстоящих платежей по регулируемым налогам. Названное письмо отсутствует в описи документов, переданных МИФНС №1 по Саратовской области (письмо от 25.09.2006 №01-19/2681 в адрес МИФНС №2 по Тульской области по месту нового учета налогоплательщика. В журнале регистрации входящей корреспонденции МИФНС №5 по Республике Дагестан зарегистрировано поступление названной налоговой декларации (вх.№3156), сведений об одновременном поступлении заявления ЗАО «Радмила» о зачете налога не имеется. По запросу суда Межрайонной инспекцией №2 по Тульской области представлена незаверенная копия заявления ЗАО «Радмила» от 02.11.2005 б/н, которая судом обоснованно не признана надлежащим доказательством, поскольку инспекция не подтвердила факт обращения налогоплательщика с данным заявлением в налоговый орган по месту своего учета, равно как и извещения налогоплательщика о результатах рассмотрения заявления, об образовавшейся переплате. В акте камеральной проверки МИФНС №5 по Республике Дагестан от 09.12.2005, копия которой представлена суду, не содержится информация о сумме налога, подлежащей возмещению, доказательства направления акта налогоплательщику отсутствуют. Суд также правомерно учел, что с учетом подачи налоговых деклараций в последующих налоговых периодах сумма НДС, подлежавшая возмещению, уменьшилась, и к моменту составления передаточного акта составила 22 791 371 руб. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу n А68-2440/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|