Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А43-27284/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                                

15 апреля 2015 года                                                       Дело № А43-27284/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.04.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ледокол» (ИНН 5257037996, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, 1-1А)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2015

по делу № А43-27284/2012,

принятое судьей Соколовой Л.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ледокол» и Кокорина Андрея Владимировича (г. Нижний Новгород)

о признании незаконными актов и действий Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ледокол» (далее – ООО «Ледокол», заявитель) и Кокорин Андрей Владимирович (далее – Кокорин А.В., заявитель) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением  о признании незаконным отказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление) собственникам многоквартирного дома № 11 по ул. Б.Печерская в ознакомлении с согласованной проектной документацией по реконструкции/приспособлению для современного использования (реставрации) указанного дома; признании незаконными действий Управления, выразившихся в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «Консорциум Нижний Новгород-90» (далее - ООО «Консорциум НН-90») разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 16.02.2012 № 2, № 2/1; признании недействительными разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 16.02.2012 № 2, № 2/1; обязании передать Обществу заверенные копии документов (проект сохранения объекта культурного наследия «Усадьба А.И. Башкировой. Флигель», акты согласований проекта, заключения государственной экспертизы проектной документации, акты историко-культурной экспертизы и др.).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Консорциум НН-90».

Решением от 06.02.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителям в удовлетворении требований.

ООО «Ледокол» не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельств дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, дом № 11 по ул. Большая Печерская г. Нижнего Новгорода является объектом культурного наследия регионального значения - «Усадьба Башкировой 1. Главный дом с воротами и оградой 2. Флигель» - 1894 года, 1901 года - ул. Большая Печерская, 1 (литеры А, А1).

ООО «Ледокол», Кокорин А.В., ООО «Консорциум НН- 90» являются собственниками жилых и нежилых помещений в указанном многоквартирном доме.

Так, ООО «Ледокол» на праве собственности владеет подвалом общей площадью 385,70 кв.м (свидетельство о государственной регистрации от 25.05.1999 серии НО № 052799), квартирой № 9 общей площадью                  146,340 кв.м (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2002 серии 52-АА № 464773); квартирой № 20 общей площадью 22,30 кв.м (свидетельство о государственной регистрации серии 52-АА № 857202); квартирой № 7 общей площадью 31,30 кв.м (свидетельство о государственной регистрации серии 52-АА № 733994).

Кокорин А.В. является собственником квартиры № 8 общей площадью 35,20 кв.м (свидетельство о государственной регистрации серии 52-АА № 672155).

ООО «Консорциум НН-90» является собственником квартиры № 18 (литера А1).

В марте 2011 года ООО «Ледокол» на принадлежащие ему объекты недвижимости получило охранные обязательства № 81/11С (подвал), № 28 (квартира № 20), в мае 2004 года - б/н на квартиры № 9, № 7.

21.02.2011 ООО «Консорциум НН-90» получило охранное обязательство № 24.

Распоряжением администрации г. Нижнего Новгорода от 26.09.2005 № 4024-р ООО «Консорциум НН-90» разрешено проектирование и строительство административно-торгового центра (по генплану) и жилого дома № 2 (по генплану) со встроенным магазином и единой полуподземной автостоянкой, трансформаторной подстанцией ТП с устройством монолитного коробчатого перекрытия над жилым домом № 11 по ул. Большая Печерская и «витрины-футляра», в которую заключается фасад существующего жилого дома.

По заданию ООО «Консорциум НН-90» в 2010 году ООО НИП «Этнос» разработан проект реконструкции здания флигеля, а в 2011 году ООО фирма «СС Проект» разработан рабочий проект обеспечения сохранности спорного объекта культурного наследия при реализации проекта (строительстве) административно-торгового центра № 1 (по генплану) и жилого дома № 2 (по генплану) со встроенным магазином и единой полуподземной автостоянкой.

25.02.2011 Управлением ООО «Консорциум НН - 90» выдано задание на выполнение научно-проектных работ по реставрации и приспособления для современного использования объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения - усадьба А.И.Башкировой. Флигель.

08.09.2011 ГАУНО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» выдано положительное заключение на объект капитального строительства: административно-торговый центр № 1 и жилой дом № 2 (по генплану) со встроенным магазином и единой полуподземной автостоянкой и корректуру проектной документации на строительство административно-торгового центра № 1 и жилого дома № 2 (по генплану).

По заданию ООО «Консорциум НН-90» проведена государственная историко-культурная экспертиза о возможности проведения работ по сохранению спорного объекта культурного наследия. По результатам рассмотрения представленных документов (проектной документации ООО НИП «Этнос», ООО фирма «СС Проект») экспертной комиссией составлены акты, где эксперты пришли к выводу о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника архитектуры).

16.02.2012 Управлением ООО «Консорциум НН - 90» выданы разрешения № 2, № 2/1 на право производства работ на спорном объекте, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, д. 11 (литера А1), кв. 18, а именно: реставрация кирпичной кладки стен фасадов; оштукатуривание стен с покраской; устройство дверных и оконных блоков; реставрация декоративных элементов фасада (разрешение № 2); реставрация кирпичной кладки, штукатурки; замена межэтажных монолитных перекрытий; ремонт конструкций кровли и покрытия; покрытие кровли оцинкованной сталью, окрашенной в заводских условиях; отделка стен и потолков; устройство полов.

Посчитав, что разрешения на право производства работ на спорном объекте выданы Управлением с нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), градостроительного законодательства, а также отказ в ознакомлении с проектной документацией нарушают их права и законные интересы, ООО «Ледокол» и Кокорин А.В. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 12 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и ГрК РФ (пункт 4 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

В силу статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 51 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 224-ФЗ, действующей в спорный период) разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом                 № 73-ФЗ.

Исследовав представленные

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А79-7862/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также