Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А79-10225/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                  

15 сентября 2014 года                                                 Дело № А79-10225/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  08.09.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   15.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.05.2014

по делу № А79-10225/2013,

принятое судьей Афанасьевым А.А.

по заявлению по заявлению открытого акционерного общества «Чебоксарский речной порт» (428008, Чувашская Республика, г.Чебоксары, пл.Речников, д. 5; ИНН 2129008850, ОГРН 1022101282455) о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 13.11.2013 № 2/1/05–10077,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Чебоксарский речной порт» - Красильниковой Н.П.  по доверенности от 17.01.2014 сроком действия один год, Дуева Д.С. по доверенности от 17.01.2014 сроком действия один год,                 Фоминых Е.В. по доверенности от 02.09.2014 сроком действия 1 год;

Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – Курчина В.В. по доверенности от 01.07.2014 № 5/07-7905, Карягиной А.А. по доверенности от 09.01.2014 № 5/07-40 сроком действия до 31.12.2014,

и установил:

открытое акционерное общество «Чебоксарский речной порт» (далее – ОАО «Чебоксарский речной порт») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) об отказе в продлении срока действия лицензии от 27.11.1998 ЧЕБ 00113 ТЭ. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение его прав.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.05.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в пользу ОАО «Чебоксарский речной порт» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Чебоксарский речной порт» указывает на несостоятельность позиции Министерства, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.

Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики выдало ОАО «Чебоксарский речной порт» лицензию на пользование недрами ЧЕБ 00113 ТЭ от 27.11.1998 с целевым назначением и видами работ: на добычу строительных песков Иваньковского месторождения, участок недр расположен в русле р. Суры в пределах 43- 45 км судового хода напротив д.Иваньково Ядринского района Чувашской Республики. Срок действия данной лицензии был указан 30.11.2003, который был продлен до 30.11.2013.

Распоряжением от 24.03.2010 № 12-р Минприроды ЧР изменило границы Иваньковского месторождения, предоставленного в пользование ОАО «Чебоксарский речной порт» по лицензии на пользование недрами ЧЕБ 00113 ТЭ от 27.11.1998, с площади с 21,81 га до 32,27 га.

31.10.2013 (до истечения срока действия лицензии) ОАО «Чебоксарский речной порт» обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия лицензии на пользование недрами ЧЕБ 00113 ТЭ от 27.11.1998 на 15 лет.

В письме от 13.11.2013 № 2/1/05-10077 Минприроды Чувашии сообщило ОАО «Чебоксарский речной порт» об отказе в продлении лицензии на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых на Иваньковском месторождении по причине неисполнения Обществом требований лицензии ЧЕБ 00113 ТЭ: Общество не представило данные о выполнении требований пункта 3.4 Соглашения об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Иваньковском месторождении строительных песков в Ядринском районе Чувашской Республики - приложение №1 к лицензии на право пользования недрами от 27.11.1998 ЧЕБ 00113 ТЭ по своевременной уплате платежей ( отсутствуют данные об оплате разового платежа за изменение границ участка недр, предоставленного в пользование Обществу в соответствии с требованиями части 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Кроме того, в нарушение пункта 2.2 Соглашения в течение трех лет с 2010 по 2012 года Общество не осуществляло добычу строительного песка.

Не согласившись с таким решением уполномоченного органа,  ОАО «Чебоксарский речной порт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий:

- несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;  

- нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе судебного разбирательства представители Министерства не подтвердили нарушение Обществом пункта 2.2 Соглашения об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Иваньковском месторождении строительных песков в Ядринском районе Чувашской Республики с учетом того, что в период с 2010 по 2012 года добыча строительного песка на месторождении «Иваньковское» в Ядринском районе Чувашской Республики не осуществлялись по независящим от Общества обстоятельствам в связи с обращением в арбитражный суд, возбуждением дела № А43-30897/2011, по итогам которого суд обязал Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу рассмотреть и согласовать технический проект разработки месторождения строительных песков «Иваньковское» в Ядринском районе Чувашской Республики, в русле реки Сура, в пределах 38,5- 42,5 км. судового хода без положительного заключения государственной экспертизы технического проекта разработки месторождения.

Проверив другое основание, положенное в основу оспариваемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о его незаконности с учетом следующего.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер регулирует Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

В соответствии со статьей 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения - на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А11-178/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также