Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А43-26355/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                                       

01 сентября 2014 года                                                  Дело № А43-26355/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено  01.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СМК-Девелопмент» (603037,  г. Нижний Новгород, ул. Торфяная, д. 43; ИНН 7715665599, ОГРН 1077760004354)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2014

по делу № А43-26355/2013,

принятое судьей Мустафаевым Г.И.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СМК-Девелопмент» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 30.10.2013 № 32-13-БР-20/пн о привлечении к административной ответственности,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СМК-Девелопмент» (далее – ООО УК «СМК-Девелопмент», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее – Служба Банка России по финансовым рынкам, административный орган) от 30.10.2013 № 32-13-БР-20/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.03.2014 отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК «СМК-Девелопмент» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и разрешить вопрос по существу спора.

В обоснование апелляционной жалобы и дополнении к ней Общество указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.

По мнению Общества, административный орган не доказал факт получения ООО УК «СМК-Девелопмент» предписания, за неисполнение которого юридическое лицо привлекается к административной ответственности. Кроме того, заявитель настаивает на существенном нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему административный орган выражает несогласие с позицией ООО УК «СМК-Девелопмент», указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Представитель ООО УК «СМК-Девелопмент» в судебное заседание также не явился.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Установлено по делу, что ООО Управляющая компания «СМК- Девелопмент» имеет лицензию от 20.03.2008 № 21-000-1-00545, на основании которой является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными инвестиционными фондами.

ООО УК  «СМК-Девелопмент» осуществляет доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «СМК-Недвижимость» под управлением Управляющей компании на основании Правил доверительного управления Фондом, зарегистрированных ФСФР России 16.10.2008 № 1287-75409959.

В Службу Банка России по финансовым рынкам поступило уведомление ЗАО «Национальная кастодиальная компания» от 09.01.2013 № 130109/170744, являющегося специальным депозитарием Фонда, о том, что ООО УК «СМК-Девелопмент» допустило нарушение требований подпункта 2 пункта 10.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (приказ ФСФР России от 28.12.2010 № 10-79/пз-н).

Также из указанного уведомления следовало, что оценочная стоимость Профильных активов составляла не менее 40 процентов стоимости чистых активов Фонда в течение менее двух третей рабочих дней в течение 2012 года.

В связи с выявленным нарушением Служба Банка России по финансовым рынкам направила ООО УК «СМК-Девелопмент»  предписание от 17.04.2013 №13-ОП-10/13651, которым обязала в течение семи дней с даты получения настоящего предписания принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, аналогичных указанным в установочной части предписания, а также представить в ФСФР России отчёт о причинах совершения нарушения и о принятых мерах.

30.04.2013 ООО Управляющая компания «СМК-Девелопмент» получило вышеуказанное предписание, следовательно, в срок до 07.05.2013 включительно Обществу надлежало его исполнить.

В связи с неисполнением юридическим лицом в установленный срок предписания Службы Банка России по финансовым рынкам от 17.04.2013 № 13-ОП-10/13651 административный орган усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушении, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 19.08.2013 уполномоченное должностное лицо составило в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении №13-491/пр-ап.

30.10.2013 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административный орган вынес постановление № 32-13-БР-20/пн о привлечении ООО Управляющая компания «СМК-Девелопмент» к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с  постановлением административного органа,  ООО УК «СМК-Девелопмент» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и состава в действиях  юридического лица, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры при производстве по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) и отзыва на нее (принимая во внимание дополнение к нему), исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области с учетом следующего.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»  (далее – Закон о рынке ценных бумаг) регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Федеральный закон № 156-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (приказ ФСФР России от 28.12.2010 № 10-79/пз-н) структура активов закрытого паевого инвестиционного фонда и акционерного инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов недвижимости, должна соответствовать нескольким требованиям. В частности, оценочная стоимости) объектов недвижимого имущества, прав аренды недвижимого имущества, имущественных прав из договоров участия в долевом строительстве объектов недвижимого имущества (далее - Профильные активы) в течение не менее двух третей рабочих дней одного календарного года должна составлять не менее 40 процентов стоимости чистых активов.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.05.2011 № 11-23/пз-н утверждены Нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, согласно пункту 2 которых  управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, - 80 млн. рублей.

Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения; предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся, в том числе в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 55 Федерального закона № 156-ФЗ  федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит обязательные для исполнения предписания управляющим компаниям о предоставлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций.

В соответствии с пунктом 23.4.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 № 07-107/пз-н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.12.2007 № 10706) предписание ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (Приложение № 7 к Административному регламенту) направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если нарушения, допущенные организацией, не могут быть устранены, организации направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение совершения подобных нарушений в дальнейшем (Приложение № 7а к Административному регламенту).

Организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок, но не позднее 30 дней с момента получения предписания (в случае необходимости для устранения нарушений внесения изменений в учредительные документы организации - не позднее 90 дней с момента получения предписания), и представить в ФСФР России (РО ФСФР России) отчет об исполнении этого предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания (пункт 23.4.3 Административного регламента).

В силу подпункта 23.4.4 Административного регламента в случае неисполнения предписания при наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности РО ФСФР России приступает к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке, определенном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения корпоративного законодательства и законодательства о ценных бумагах внесены Федеральным

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А43-4913/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также