Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А43-16884/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                           

04 июня 2014 года                                                        Дело № А43-16884/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ОРГН 1027700149124, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2014

по делу № А43-16884/2013,

принятое судьей Соколовой Л.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы»

о признании недействительным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.06.2013 № 43П-2013,

при участии:

от открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» –   Шутова Н.Ю. по доверенности от 06.11.2012 № 0210/12, Савельевой Е.Л. по доверенности от 16.09.2013,

и установил:

открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Управление) от 28.06.2013 № 43П-2013.

Решением от 28.02.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество имеет лицензии от 21.05.2009 № 50789 сроком до 21.05.2017, от 28.04.2008 № 56112 сроком до 28.04.2013, на основании которых оказывает услуги подвижной радиотелефонной связи в 12 регионах России, в том числе в Нижегородской области, а также услуги по расчету стоимости услуг сотовой радиотелефонной связи, оказанных абонентам посредством специализированных программ комплекса.

На основании приказа заместителя руководителя Управления от 07.06.2013 № 04/05-14/183 должностным лицом Управления в период с 11.06.2013 по 11.07.2013 проведена внеплановая выездная проверка филиала Общества «Макро-регион «Поволжье», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 61, с целью оценки исполнения ранее выданного предписания от 25.03. 2013 № 34-2013, в ходе которой выявлено нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а именно ранее выданное предписание выполнено не в полном объеме, измерения объема переданной (принятой) информации (данных), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений выполняются без средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

По результатам проверки составлен акт от 28.06.2013 № 43П-13.

Предписанием от 28.06.2013 № 43П-2013 на Общество возложена обязанность в срок до 28.09.2013 применять поверенные средства  измерения, проводить измерения средствами измерения утвержденного типа.

Общество не согласилось с предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный  закон  № 102-ФЗ), другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Целью Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений (пункт 2 части 1 статьи 1 Федерального закона  № 102-ФЗ №102-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона  № 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

В силу пункта 9 части 3 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются в частности при оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи.

Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (подпункт 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 102-ФЗ).

Приказом Минкомсвязи России от 25.12.2009 № 184 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в части компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в который включены измерения, выполняемые при оказании услуг электросвязи в части учета объема оказанных услуг, в том числе измерения объема переданной (принятой) информации (данных).

Обязательность применения средств измерений для расчетов за оказанные услуги связи предусмотрена статьей 54 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный  закон № 126-ФЗ), в соответствии с которой основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

Как установил суд первой инстанции, в нарушение вышеуказанной нормы Общество допустило измерение объема переданной (принятой) информации (данных) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений «учет объема оказанных услуг электросвязи операторами связи» в проверяемом субъекте (Нижегородская область) без применения средств измерений утвержденного типа.

Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений установлены главой 2 Федерального закона № 126-ФЗ.

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ, пункту 6.2 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения», утвержденных постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 № 139-СТ, средство измерений - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

Требования к средствам измерений установлены в части 1 статьи 9 Федерального закона № 102-ФЗ, согласно которой в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона № 126-ФЗ основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В пункте 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, установлено, что основанием для выставления счета абоненту или списания средств с лицевого счета за предоставленные телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им телематических услуг связи.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с утвержденной схемой организации связи Общества по передаче пакетной информации для территории Нижегородской области Общество для учета объема оказанных услуг связи по передаче информации на территории Нижегородской области использует средства связи с измерительными функциями. Данный комплекс оборудования установлен в г. Москве, имеет сертификат соответствия.

В данном случае с помощью оборудования, установленного в               г. Москве, ведется учет данных, которые впоследствии используются при расчетах с клиентами филиала Общества в Нижегородской области за пользование услугами связи.

Поскольку основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных телематических услуг связи, согласно требованиям пункта 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09. 2007 № 575, и пункта 2 статьи 54 Федерального закона № 126-ФЗ данное оборудование должно пройти установленные Федеральным законом № 102-ФЗ процедуры для средств измерений.

Следовательно, как обоснованно отметил суд, все системы, которые используются для подсчета, должны в обязательном порядке проходить поверку. В сертификате должна

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А79-3073/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также