Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу n А64-576/08-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 декабря 2008 года Дело № А64-576/08-3
г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2008 г. Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2008 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Алферовой Е.Е., судей Безбородова Е.А. Мокроусовой Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Заниной Е.А., при участии: от ИП Гладышева А.Н.: представитель не явился, извещен надлежащим образом; от ГОУ НПО «Профессиональное училище № 37»: представитель не явился, извещен надлежащим образом; от Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ: представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Гладышева Алексея Николаевича, Тамбовская обл., Первомайский р-н, п. Хоботово на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2008 г. по делу № А64-576/08-3 (судья Бруданова В.А.) по иску предпринимателя Гладышева Алексея Николаевича к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 37», Тамбовская обл., Мичуринский р-н, ст. Турмасово; Федеральному агентству по образованию Министерства образования и науки РФ, г. Москва, о взыскании 311 877 руб., расторжении контракта, УСТАНОВИЛ: Предприниматель Гладышев Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 37», Федеральному агентству по образованию Министерства образования и науки РФ о расторжении государственного контракта № 8 от 05.10.2006 г., взыскании 17 742 руб. – стоимости выполненных работ по государственному контракту № 8 от 05.10.2006 г., 294 135 руб. – убытков, причиненных прекращением контракта на основании ст. 717 ГК РФ (с учетом уточнения в порядке ст. 46 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2008 года исковые требования были частично удовлетворены, государственный контракт № 8 от 05.10.2006 г. был расторгнут, с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 37» в пользу истца были взысканы денежные средства в сумме 17 742 руб., а также 440 руб. 17 коп. расходов по государственной пошлине, в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины. В остальной части иска было отказано. Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель Гладышев А.Н. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в части отказа во взыскании убытков. Полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Просит суд отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 258 208 рублей, и в полном объеме удовлетворить его исковые требования. Указывает на то, что при заключении государственного контракта у заказчика имелся полный пакет документов, в т.ч. и проектно-сметная документация. По его мнению, факт отказа заказчика от исполнения государственного контракта им доказан. Ссылается на то, что им доказан факт возникновения убытков в виде упущенной выгоды, ее размер и причинная связь возникновения убытков с неисполнением заказчиком условий контракта. В ходе судебного разбирательства был представлен отзыв Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 37» на апелляционную жалобу в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не основанными на законе, просит суд оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что истец не доказал реальность получения им дохода при обычных условиях гражданского оборота, мер принятых им для его получения, сделанных с этой целью приготовлений, а также разумных затрат, которые он мог бы понести в заявленном к взысканию размере. Ссылается на то, что суд первой инстанции трижды предлагал истцу представить расчет упущенной выгоды, однако последний пренебрег своими правами и такой расчет не представил. В судебное заседание представители сторон по делу не явились. От предпринимателя Гладышева Алексея Николаевича поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его полномочных представителей. Отзыв Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 37» также содержал в себе ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его полномочных представителей. В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данных сторон о месте и времени рассмотрения дела. Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии вышеуказанных представителей. В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Возражений сторонами представлено не было. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части. Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.10.2006 г. между государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональное училище № 37 (заказчик) и предпринимателем - техническим экспертом по делам строительства Гладышевым А.Н. (подрядчик) был заключен государственный контракт № 8 на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГОУ НПО ПУ № 37 (теплый переход) (л.д. 16-19). Стороны согласовали контрактную цену в сумме 3 350 000 рублей (л.д. 17). Подрядчик (истец по делу) обязался выполнить работы в соответствии с условиями контракта и проектно-сметной документацией в срок до 05.10.2007 г. (ст. 2 контракта). Проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания ГОУ НПО ПУ № 37 (теплый переход) сторонами представлена не была. По условиям контракта обязанность по передаче проектно-сметной документации от заказчика подрядчику была возложена на ответчика, подтверждением чему служит п. 5.1 контракта. Пунктом 5.2. статьи 5 государственного контракта был предусмотрен авансовый платеж Заказчика Подрядчику в размере до 30 % от общей стоимости работ согласно смете в течение 30 дней с момента подписания контракта. 30.03.2007 г. в адрес директора ГОУ НПО ПУ № 37 истцом была направлена претензия с просьбой произвести, авансовый платеж согласно заключенному государственному контракту (л.д. 10). Письмом директора ГОУ НПО ПУ № 37 от 06.04.2007 г. за № 184 истец был уведомлен о невозможности оплаты заключенного государственного контракта в связи с отсутствием финансирования и просьбой о расторжении контракта (л.д. 11). Письмом от 23.04.2007 г. исх. № 31 истец уведомил директора ГОУ НПО ПУ № 37 об условиях достижения договоренности о расторжении государственного контракта № 8 (л.д. 13). Также в адрес учреждения истцом были направлены для подписания 2 экземпляра акта выполненных работ (акт КС-2), два экземпляра справки КС-3, счет-фактура № 4 от 20.04.2007 года на сумму 17 742 рубля для оплаты фактически выполненных работ и счет-фактура № 5 от 20.04.2007 года на сумму 294 135 рублей для оплаты убытков Подрядчика в виде упущенной выгоды с приложением расчета. До момента обращения в суд, ответа на условия расторжения государственного контракта истцом получено не было, по его мнению, Заказчик уклоняется от подписания акта выполненных работ, и не оплачивает выставленные счета. Вышеуказанные обстоятельства и послужили основанием для обращения подрядчика в арбитражный суд с иском. Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, руководствовался положениями ГК РФ об убытках, нормами Главы 29 ГК РФ «Изменение и расторжение договора» и Главы 37 ГК РФ «Подряд». По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции не в полном объеме исследовав доказательства, представленные сторонами, и принял в части необоснованный судебный акт по существу спора. Свой вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем. Согласно статье 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Согласно ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 настоящего кодекса. Условиями государственного контракта предусмотрено, что оплата за выполнение работ по капитальному ремонту объекта производится в рассрочку по мере поступления денежных средств на счета заказчика из федерального бюджета, аванс в размере 30 % от общей сметной стоимости работы перечисляется в течение 30 дней с момента подписания контракта (п.п. 5.2, 7.1). Истец определил стоимость выполненных по государственному контракту работ в сумме 17 742 руб., ответчик в отзыве на иск не оспорил данный факт (л.д. 33). Вместе с тем, проанализировав условия государственного контракта № 8 от 05.10.2006 г., суд первой инстанции исходил из того, что договор заключен в целях обеспечения нужд, предусмотренных в расходах соответствующего (в данном случае федерального) бюджета. Как следует из ст. 71 БК РФ, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Согласно статье 72 (пункт 1) Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Согласно ст. 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Федеральным Законом от 21.07.2005 г. № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дано определение государственного или муниципального контракта. В соответствии с п. 1, 2 ст. 9 указанного Закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Как следует из содержания ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94-ФЗ), под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу n А64-3293/08-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|