Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А48-5929/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 августа 2015 года Дело № А48-5929/2014 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Скрынникова В.А., Осиповой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного предприятия «Орловская биофабрика» на решение арбитражного суда Орловской области от 15.05.2015 по делу № А48-5929/2014 (судья Капишникова Т.И.), принятое по заявлению федерального казенного предприятия «Орловская биофабрика» (ОГРН 1025700696207; ИНН 5720002258) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области о признании недействительными ненормативных актов, при участии в судебном заседании: от федерального казенного предприятия «Орловская биофабрика»: Маяковой А.Н., представителя по доверенности от 19.12.2014; Чернявского И.В., представителя по доверенности от 19.12.2014; от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области: Химичевой О.В., ведущего специалиста-эксперта правового отдела по доверенности № 17 от 20.10.2015,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие «Орловская биофабрика» (далее – предприятие «Орловская биофабрика», предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 19.09.2014 № 7 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» и № 604 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 21 934 107 руб. путем возврата на расчетный счет предприятия (с учетом заявления об уточнении требования от 30.03.15 - т.15 л.д.5). Решением арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015 в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано в полном объеме. Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприятие «Орловская биофабрика» обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что в период с 2003 по 2009 год в его распоряжение поступали бюджетные средства в общей сумме 162 000 000 руб., которые учитывались без выделения суммы налога на добавленную стоимость в стоимости созданных в ходе реконструкции объектов основных средств. Указанные объекты в эксплуатацию не вводились, в хозяйственное ведение либо оперативное управление предприятию не передавались, амортизация по ним не начислялась, вследствие чего у предприятия не имелось оснований для использования налоговых вычетов, выставленных подрядной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Межхозяйственная передвижная механизированная колонна-1» (далее – общество «Межхозяйственная передвижная механизированная колонна-1», подрядчик) в стоимости выполненных подрядных работ. Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.01.2014 № 1-р уставный фонд предприятия был увеличен на 162 000 000 руб. за счет средств федерального бюджета, поступивших в 2003 году и в 2006-2009 годах. По состоянию на 07.02.2014, то есть на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – единый государственный реестр) записи о государственной регистрации увеличения уставного фонда спорные объекты основных средств, созданные в ходе реконструкции, были приняты к бухгалтерскому учету в составе амортизируемого имущества согласно актам формы ОС-1а, и из их первоначальной стоимости выделена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная подрядчиком. Выделенная сумма отражена в бухгалтерском учете на счете 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Счета-фактуры, предъявленные подрядчиком, включены в книгу покупок общества «Орловская биофабрика» и отражены в составе налоговых вычетов в налоговой декларации за 1 квартал 2014 года. В указанной связи, как полагает налогоплательщик, право на вычет и возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, выставленного подрядчиком, возникло у него лишь после увеличения уставного фонда и принятии имущества к учету в составе основных средств, вследствие чего им не пропущен установленный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс, Кодекс) срок на возмещение налога. В обоснование указанного утверждения налогоплательщик ссылается на правовую позицию, сформулированную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2011 № ВАС-17279/10, согласно которой государственные унитарные предприятия, осуществляющие функцию заказчика-застройщика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2001 № 714, выполняют лишь роль посредника, на которого возложена обязанность по обеспечению организации работ на стройке и управлению этими работами с представлением государственному заказчику бухгалтерской и иной отчетности об использовании финансовых средств, других документов, предусмотренных законодательством. До момента окончания строительства и определения дальнейшей судьбы объекта капитальных вложений и бюджетных инвестиций заказчик-застройщик не может рассматриваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в отношении строительных работ, финансируемых за счет государственных капитальных вложений. Данная позиция, по мнению налогоплательщика, согласуется также и с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в абзаце 3 пункта 22 постановления Пленума от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее – постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 30.05.2014 № 33), а также с определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2014 № 308-КГ14-1238. Таким образом, как считает предприятие, до момента окончания строительных работ у него отсутствовали правовые основания для возмещения налога на добавленную стоимость в отношении соответствующих объектов. При этом налогоплательщик обращает внимание на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2001 № 714 не утратило силу, несмотря на принятие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1103, и действовало в течение всего периода осуществления работ по реконструкции территории предприятия «Орловская биофабрика». Следовательно, как считает налогоплательщик, учитывая сложившуюся судебную практику, согласно которой право на налоговый вычет возникает не в период выставления счета-фактуры, а в период возникновения права на вычет, трехлетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса, в данном случае подлежит исчислению с момента принятия уполномоченным органом решения об увеличении уставного фонда предприятия за счет бюджетных средств, в связи с чем вывод суда области о его пропуске является ошибочным. Также предприятие оспаривает вывод суда о том, что длительный период принятия учредителем решения об увеличении уставного фонда предприятия был обусловлен бездействием самого предприятия, ссылаясь на то, что срок принятия данного решения не зависел от волеизъявления предприятия, а переписка, связанная с передачей бюджетных инвестиций в уставный фонд предприятия, велась предприятием начиная со 2 квартала 2010 года, то есть сразу после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Налоговый орган в представленном отзыве и объяснениях по делу возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения. Поддерживая вывод суда области в отношении необходимости применения трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса, с момента выставления соответствующих счетов-фактур, инспекция ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 2217/10, указывая при этом, что содержащееся в названном постановлении толкование пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. При этом трехлетний сок является пресекательным и не может быть продлен. Также, ссылаясь на пункты 27 и 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.05.2014 № 33, инспекция указывает, что при применении пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса необходимо исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий. В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма к возмещению, так и сумма к уплате в бюджет). При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную декларацию. Как указывает инспекция, произведенные подрядчиком работы, согласно счетам 08.3 «Затраты на строительство» за 2009-2009 годы, 01.1 «Основные средства» за 2009 год, 86 «Источники поступления» за 2006-2009 годы, приняты налогоплательщиком к учету в 4 квартале 2006 года , 2 квартале 2007 года , 3-4 кварталах 2008 года и 2-4 кварталах 2009 года, то есть вычеты по данным периодам могли быть заявлены лишь до 20.04.2010, 20.04.2011, 20.04.2012 и 20.04.2013 соответственно за любой налоговый период, входящий в него. Поскольку, как указывает инспекция, предприятие «Орловская биофабрика» заявило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в 1 квартале 2014 года в налоговой декларации, представленной 18.04.2014, то есть по истечении трехлетнего срока с момента окончания налогового периода, то оно лишилось возможности реализовать свое право на налоговый вычет. Кроме того, как указывает инспекция, право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщика по мере получения счетов-фактур и документов, подтверждающих осуществленные расходы и не зависит от окончания строительства объекта, ввода его в эксплуатацию и права собственности на возведенный объект, что подтверждается также и правовой позицией, примененной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 № 15333/07. Оплата работ за счет денежных средств, выделенных из федерального бюджета, также не является основанием для вывода об отсутствии у предприятия права на налоговые вычеты и возмещение налога на добавленную стоимость именно в 1 квартале 2014 года, поскольку налоговое законодательство не ставит право на возмещение налога в зависимость от источника поступления на счет налогоплательщика денежных средств для расчетов за приобретаемые товары. Также не связано право на применение налогового вычета с моментом государственной регистрации изменений, внесенных в устав предприятия – получателя бюджетных инвестиций в связи с увеличением его уставного фонда. Возмещение налога на добавленную стоимость осуществляется при наличии юридического состава, определенного статьями 171, 172 Налогового кодекса. Одновременно налоговый орган отмечает, что положения пункта 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), на которые ссылается налогоплательщик, утратили силу с 01.01.2008, в связи с чем, исходя из положений действующего в период спорных правоотношений законодательства, приобретенные за счет бюджетных инвестиций объекты недвижимости, оборудования и средства производства подлежали закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества, а не бюджетных средств, как произошло в рассматриваемом случае, так как исходя из статей 113, 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) с момента поступления бюджетных инвестиций на расчетный счет государственного унитарного предприятия они утрачивают свой целевой характер и переходят в хозяйственное ведение такого предприятия. Тот факт, что налогоплательщиком до 09.01.2014 не была реализована процедура регистрации соответствующего увеличения уставного фонда за счет средств, учтенных в качестве добавочного капитала в 2006 году, не препятствует выводу о том, что по операциям принятия к учету товарно-материальных ценностей и работ от общества «Межхозяйственная передвижная механизированная колонна-1» предприятие может выступать плательщиком налог на добавленную стоимость в отношении соответствующих счетов-фактур. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А35-9361/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|