Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А35-949/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИе

29 мая 2015 года

г. Воронеж

Дело № А35-949/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2015  года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

              Яковлева А.С.,

судей

                    Письменного С.И.,

                Афониной Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Октябрьское дорожное эксплуатационное предприятие»: Кулахметова Е.В. представитель по доверенности б/н от 08.04.2015,

от комитета по культуре Курской области: Прохоренко Е.А., представитель по доверенности № 10.4-01-14/4098 от 21.11.2014,

от областного бюджетного учреждения культуры «Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области»: Прохоренко Е.А. начальник, приказ № 251 от 13.11.2010,

от областного бюджетного учреждения культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей»: Ахметгалеева Н.Б., представитель по доверенности №79 от 14.05.2015,

от администрации Чаплинского сельского совета Курчатовского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по культуре Курской области (ОГРН 1024600966334, ИНН 4632008611) на решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 года по делу № А35-949/2014 (судья Масютина Н.С.) по иску комитета по культуре Курской области к закрытому акционерному обществу «Октябрьское дорожное эксплуатационное предприятие» о взыскании убытков в сумме 19 290 711 руб. 36 коп., при участии в деле третьих лиц: областного бюджетного учреждения культуры «Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области», областного бюджетного учреждения культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей», администрации Чаплинского сельского совета Курчатовского района Курской области,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по культуре Курской области (далее – истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Октябрьское дорожное эксплуатационное предприятие» (далее – ЗАО «Октябрьское ДЭП», ответчик) о взыскании убытков, причиненных памятнику археологии «Быки Стоянка», в сумме 19 290 711 руб. 36 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное бюджетное учреждение культуры «Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области», областное бюджетное учреждение культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей» (далее – ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей»), администрация Чаплинского сельского совета Курчатовского района Курской области.

Решением Арбитражного суда Курской области от 03 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, комитет по культуре Курской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель ссылается на то, что документы, свидетельствующие о согласовании проведенных на территории объекта археологического наследия работ с органами охраны объектов культурного наследия ответчиком не представлены. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о допущенных нарушениях при постановке на охрану. По утверждению заявителя, суд не принял во внимание мнение ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей», согласно которому разработкой песчаного карьера уничтожен объект археологического наследия "Быки-1 Стоянка", границы которого соответствуют границам раскопок стоянки Быки-1, содержащимся в научном отчете о выполненных археологических полевых работах сотрудника ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей». Также заявитель ссылается на то, что законодательством не предусмотрен срок составления учетной документации на объект культурного наследия, и ее отсутствие не свидетельствует о том, что объект культурного наследия не имеет историко-культурной ценности.

В судебном заседании апелляционной инстанции 15.05.2015 представители комитета по культуре Курской области поддержали доводы апелляционной жалобы, представители областного бюджетного учреждения культуры «Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области», областного бюджетного учреждения культуры «Курчатовский государственный краеведческий музей» согласились с  доводами апелляционной жалобы. Представитель ЗАО «Октябрьское ДЭП» возражает против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Администрация Чаплинского сельского совета Курчатовского района Курской области явку полномочных представителей не обеспечила, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Судом апелляционной инстанции в порядке статей  163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 22.05.2015 года. После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебном составе, при участии представителя ЗАО «Октябрьское ДЭП».

Заслушав мнения представителей истца, ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Приказа комитета по культуре Правительства Курской области № 164 от 11.09.2000 «О регистрации вновь выявленных памятников археологии в «Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» в Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность за № 3086 зарегистрирован археологический объект на территории Курчатовского района Курской области: стоянки Быки 1-5, палеолит (с. Быки).

Приказом комитета по культуре Курской области № 207 от 19.07.2006 в целях обеспечения сохранности объектов археологического наследия установлена временная зона охраны в составе охранной зоны объектов археологического наследия «Палеолитические стоянки «Быки», согласно прилагаемому плану.

Пунктом 2 указанного Приказа установлено, что в границах временной охранной зоны, указанной в пункте 1 настоящего Приказа, запрещается любая хозяйственная деятельность, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение объектов археологического наследия «Палеолитические стоянки «Быки».

Письмом № 44 от 15.07.2013 (том 1, л.д. 20) ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей» проинформировало комитет по культуре Курской области о факте обнаружения несанкционированного песчаного  карьера на территории  памятника археологии  «Быки»  в Курчатовском районе Курской области, сообщив, что добычей песка уничтожено около 3600 м площади памятника.

Комитетом по культуре Курской области было проведено обследование технического состояния объекта археологического наследия «Быки Стоянка» у с. Быки Курчатовского района Курской области, в результате которого установлено, что в охранной зоне объекта археологического наследия «Быки Стоянка» располагается песчаный карьер, разработки которого проводятся без соблюдения требований законодательства. В результате разработок песка уничтожены культурные напластования эпохи верхнего палеолита (около 20 тыс. лет назад) на площади в 5500 м, в стенках карьера обнаружены кремниевые изделия и обломок бивня мамонта.

По итогам проверки составлен «Акт обследования технического состояния объекта археологического наследия «Быки Стоянка», Курская область, Курчатовский район, с. Быки» от 17.07.2013 № 162.

Письмом № 10.4-01-22/2236 от 23.07.2013 комитет по культуре Курской области обратился в УУП МО МВД России «Курчатовский» Курской области с просьбой о привлечении к ответственности неустановленных лиц, виновных в разрушении памятника.

30.08.2013 УУП МО МВД России «Курчатовский» было вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении ЗАО «Октябрьское ДЭП» уголовного дела по факту уничтожения памятника археологии «Стоянка-Быки» в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Письмом № 10.4-01-22/2904 от 20.09.2013 комитет по культуре Курской области обратился в Курчатовскую межрайонную прокуратуру с заявлением об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.08.2013.

05.09.2013 заместителем Курчатовского межрайонного прокурора постановление от 30.08.2013 отменено и возвращено в МО МВД России «Курчатовский» на дополнительную проверку.

15.10.2013 УУП МО МВД России «Курчатовский» было вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении ЗАО «Октябрьское ДЭП» уголовного дела по факту уничтожения памятника археологии «Стоянка-Быки» в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что в результате неправомерных действий ответчика причинен ущерб объекту археологического наследия, комитет по культуре Курской области обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, основанным на нормах статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1.2. постановления Губернатора Курской области от 18.11.2010 № 430-пг «Об утверждении положения о комитете по культуре Курской области» комитет по культуре является органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании Постановления Губернатора Курской области от 12.09.2008 «Об осуществлении переданных органам государственной власти Курской области полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» комитет по культуре Курской области определен в качестве органа, осуществляющего указанные переданные полномочия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, – стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 названного Закона.

Сохранение объекта культурного наследия в целях Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ представляет собой направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (статья 40 указанного Закона).

В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 этого же Закона, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо установить наличие совокупности условий, а именно: противоправность  действий (бездействия) ответчика, наличие и размер убытков, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает наступление ответственности в виде возмещения убытков.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А64-62/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также