Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу n А48-4540/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 апреля 2015 года Дело № А48-4540/2014 город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Ольшанской Н.А., Осиповой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Болховский завод полупроводниковых приборов» на решение арбитражного суда Орловской области от 22.01.2015 по делу № А48-4540/2014 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Болховский завод полупроводниковых приборов» (ОГРН 1025702655890, ИНН 5704003487) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области о признании незаконными действий по выемке документов и об обязании возвратить изъятые документы, при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества «Болховский завод полупроводниковых приборов»: Панина В.И., представителя по доверенности от 01.08.2014; от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области: Ореховой Т.А., представителя по доверенности от 12.01.2015; Марченковой Н.Н., представителя по доверенности от 12.01.2015;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Болховский завод полупроводниковых приборов» (далее – общество «Болховский завод полупроводниковых изделий», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий по выемке документов, произведенных 16.06.2014, и об обязании налогового органа возвратить изъятые документы. Решением суда от 22.01.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Не согласившись с вынесенным арбитражным судом Орловской области решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в ходе проведения выемки документов сотрудниками налогового органа не была составлена опись документов, соответствующая требованиям налогового законодательства, в частности, статье 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налоговый кодекс, Кодекс) и приложений №№ 7 и 8 к приказу Федеральной налоговой службы России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (далее – приказ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@), а также были изъяты документы, которые ранее не истребовались у налогоплательщика. Кроме того, как указывает общество, в постановлении о производстве выемки отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемого постановления и налоговым органом не представлено доказательств невозможности ознакомления его должностных лиц с подлинниками истребованных в ходе поверки документов на территории налогоплательщика либо доказательств угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или заменены подлинных документов. С учетом допущенных нарушений, а также того, что выездная проверка завершена и инспекция не использует изъятые оригиналы документов при проведении мероприятий налогового контроля, налогоплательщик полагает, что у инспекции отсутствуют основания удерживать изъятые документы. В представленном отзыве налоговый орган возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения. Инспекция в полном объеме поддерживает выводы суда области относительно соблюдения ею порядка истребования и выемки документов, а также указывает, что основаниями для проведения выемки послужили анализ документов, представленных контрагентами налогоплательщика, результаты почерковедческой экспертизы в отношении этих документов, а также отказ общества добровольно предоставить имеющиеся у него документы, необходимые для проведения проверки. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции изменению или отмене не подлежит. Как следует из материалов дела, на основании решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области от 23.09.2013 № 23 в отношении общества «Болховский завод полупроводниковых приборов» проводилась выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты в бюджет всех видов налогов за период с 01.01.201 по 31.12.2012, своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 30.08.2013, а также по вопросам полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.01.2011 по 31.12.2012. В рамках проведения указанной проверки налогоплательщик был уведомлен о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов уведомлением от 23.09.2013 № 23/1, полученным им в тот же день (т.1 л.д.74). Указанное уведомление содержало информацию о документах, с которыми необходимо ознакомить должностных лиц, проводящих проверку – договоры поставки, аренды, соглашения на поставку продукции (оказание услуг), кредитные договоры, счета-фактуры полученные и выставленные, первичные приходные и расходные бухгалтерские документы, книги покупок, книги продаж, банковские и кассовые документы, трудовые договора, ведомости по зарплате, документы, подтверждающие льготы на налоговые вычеты, регистры налогового и бухгалтерского учета, первичные документы, подтверждающие расходы и другие бухгалтерские документы, связанные с исчислением и уплатой налогов за период 2011-2012 годы. Одновременно с уведомлением налогоплательщику было вручено требование от 23.09.2013 № 4589 о представлении копий книг покупок и счетов-фактур за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, сведений об исполнении которого налогоплательщиком в материалы дела не представлено. 25.10.2013 налоговый орган направил налогоплательщику требование № 5437, содержащее перечень подлежащих представлению документов (счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров поставки, документов бухгалтерского учета на оприходование товаров) в разрезе контрагентов общества – обществ с ограниченной ответственностью «Ками-Металл», «Веста», «Альфа», «Оникс», «Спектр», «Арсенал». В ответ на указанное требование обществом 11.11.2013 направлены налоговому органу документы на 381 листе без описи. 18.12.2013 инспекцией было направлено налогоплательщику требование № 5493 (о представлении оборотно-сальдовых ведомостей по ряду счетов бухгалтерского учета за 2011-2012 годы, книги продаж за 2011-2012 годы, инвентаризационные описи и акты инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ща 2011-2012 годы, штатное расписание, положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор, действовавшие в 2011-2012 годах); 19.12.2013 – требование № 5438 (о представлении документов по взаимоотношениям с обществами «Ками-Металл», «Веста», «Альфа», «Оникс», «Спектр», «Арсенал»); 15.04.2014 – требование № 9787 (о представлении технической документации по ряду основных средств, актов приема-передачи, актов на списание, накладных на внутренне перемещение и других первичных бухгалтерских документов по оприходованию товарно-материальных ценностей, приобретенных по счетам-фактурам, перечисленным в требовании); 14.05.2014 – требование № 9837 (о представлении актов формы КС-2, КС-3, карточек основных средств, документов на оприходование и списание материалов за 2011-2012 годы), в ответ на которые налогоплательщик в письмах от 19.12.2013, от 23.12.2013, от 16.04.2014, от 25.04.2014 просил налоговый орган продлить сроки для исполнения этих требований, а после продления срока исполнения требований решениями инспекции от 24.12.2013 № 2, от 26.12.2013 № 3, от 21.04.2014 № 4, от 21.05.2014№ 6 частично представил налоговому органу документы письмом от 30.12.2013 в количестве 545 листов по требованию от 18.12.2013 № 5493. Сведений об исполнении остальных требований в материалах дела не имеется. В отношении требования от 15.04.2014 № 9787 налогоплательщик направил инспекции письмо от 25.04.2014, в котором сообщил о невозможности представления истребованных документов как не относящихся к порядка исчисления и платы налогов, в отношении которых осуществляется проверка. Также инспекцией были направлены налогоплательщику требования от 05.06.2014 № 2406 и от 09.06.2014 № 2408, в которых повторно были запрошены документы, касающиеся взаимоотношений с обществами «Ками-Металл», «Веста», «Альфа», «Оникс», «Спектр», «Арсенал», а также иные документы, истребовавшиеся раньше, ответы на которые налогоплательщиком в материалы рассматриваемого дела не представлены. Придя к выводу о том, что у налогоплательщика имеется возможность сокрытия, исправления или замены непредставленных документов, либо их уничтожения, заместитель начальника инспекции 16.06.2014 вынес постановление № 2 о производстве выемки документов и предметов, от подписи которого представители общества отказались, о чем в постановлении сделана соответствующая запись от 16.06.2014 в присутствии понятых. Результаты выемки были оформлены протоколом от 16.06.2014 № 1, составленным в присутствии главного бухгалтера Варламьевой Т.С., заместителя генерального директора общества по финансам Вольновой Т.Н. и заместителя генерального директора общества по безопасности Дилонова Г.В., а также в присутствии двух понятых. При этом должностные лица налогоплательщика от подписей в протоколе, а также от заверения изъятых документов отказались, о чем имеется отметка в протоколе выемки документов и предметов от 16.06.2014 № 1. Приложением к протоколу выемки является опись от 16.06.2014 № 1 документов, изъятых у общества, с указанием количества листов изъятых документов. Полагая произведенную выемку необоснованной, а действия налогового органа неправомерными, общество «Болховский завод полупроводниковых изделий» обратилось в управление Федеральной налоговой службы по Орловской области с соответствующей жалобой, оставленной без удовлетворения решением от 14.07.2014 № 133 (т.1 л.д.17-20). Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением, рассматривая которое суд области пришел к выводу о том, что действия налогового осуществлены в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 14 статьи 89 Налогового кодекса, и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика. Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом, исходя при этом из следующего. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных Кодексом. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым органам предоставлено право производить выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Так, пунктом 14 статьи 89 Налогового кодекса предусмотрено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса. Из абзаца 2 пункта 4 статьи 93 Налогового кодекса следует, что таким же правом налоговые органы наделены при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки. В этом случае должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, также вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса. Согласно пункту 8 статьи 94 Налогового кодекса в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном названной статьей. Приведенными нормами налогового законодательства закреплено право налогового органа произвести у налогоплательщика выемку необходимых для проверки документов в случаях, если имеется обоснованная необходимость выемки. В частности, такая необходимость может возникнуть тогда, когда для проведения проверки недостаточно копий документов и у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а также в случаях отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки. На наличие указанных Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу n А35-5944/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|