Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А64-7241/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

17 апреля 2015 года                                                 Дело № А64-7241/2013

г. Воронеж                                                                                                              

           Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года

           Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Маховой Е.В.,

судей                                                                                     Владимировой Г.В.,  

Андреещевой Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,

при участии:

от Управления Сельского хозяйства Тамбовской области: Горюнова Т.А., представитель по доверенности от 02.09.2013 г.,

от СПСК «Сбытовик»: 1) Бастрыкина Е.Е., председатель, выписка от 03.02.2015 г., 2) Зипанд А.В., представитель по доверенности от   30.10.2013 г.,

от Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Сбытовик» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. по делу № А64-7241/2013 (судья Егорова Т.В.) по иску Управления Сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу «Сбытовик» (ОГРН 1076828000325 ИНН 6828005658), при участии в деле в качестве третьего лица Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, о взыскании 12 759 300 руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

Управление Сельского хозяйства Тамбовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу «Сбытовик» (далее - СПСК «Сбытовик», ответчик) о взыскании в доход областного бюджета 12 269 600 руб. государственных субсидий на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и приобретение техники и оборудования (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Определением суда первой инстанции от 12.03.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Тамбовский ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, СПСК «Сбытовик» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к жалобе), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание апелляционной инстанции от 06.04.2015 г. представитель Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов не явился.

Через канцелярию суда от Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Представители СПСК «Сбытовик» поддержали доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к жалобе.

Представитель Управления Сельского хозяйства Тамбовской области возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

Протокольным определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 г. к материалам дела приобщены дополнительные письменные доказательства, приложенные СПСК «Сбытовик» к дополнению к апелляционной жалобе, и приложенные Управлением Сельского хозяйства Тамбовской области к дополнению к отзыву на апелляционную жалобу, а также видеоматериал, представленный ответчиком.

В судебном заседании от 06.04.2015 г. объявлялся перерыв до 13.04.2015 г.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 24.02.2009 г.                           № 174 утверждена Программа развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, целями которой является развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Тамбовской области, увеличение объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, повышение уровня доходов населения.

Основными задачами указанной программы является совершенствование методов и механизмов управления системой сельскохозяйственной потребительской кооперации в Тамбовской области; создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, активизация деятельности существующих; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные кооперативы; подготовка и переобучение специалистов и руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов; повышение уровня самозанятости и занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.

Основной проблемой, решаемой с помощью программы, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услуг по переработке продукции, обработке земельных участков, услуг кредитования и т.д.

В целях увеличения объемов производства и закупок сельхозпродукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах и сбыта ее на переработку, реализацию на рынках области и за ее пределами предполагается за счет средств областного бюджета предоставлять субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Тамбовской области, в том числе на приобретение модульных молокоприемных пунктов, цехов по переработке молока, в том числе модульных, производительностью до 20 тонн в сутки, техники, оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, автоматизированных комплексов для продажи молока и молочных продуктов; с 01.10.2011 г. на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 20 процентов стоимости объекта, но не более 7 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок, а при реконструкции - в размере 10 процентов стоимости реконструкции объекта, но не более 3,5 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок.

Постановлением Администрации Тамбовской области от       30.01.2012 г. № 77 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы согласно приложению № 9.

Указанные Правила разработаны во исполнение Постановлений Администрации Тамбовской области от 23.03.2009 г. № 303 «О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы» и от 24.02.2009 г. № 174 «О программе развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2014 годы» (в редакции от 29.12.2011 г.) (далее - программа) и определяют порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета (далее - субсидий) на государственную поддержку развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В соответствии с п. 3 Правил субсидии из средств областного бюджета предоставляются в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», на возмещение части затрат на мероприятия: на приобретение техники, оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции в размере 50 процентов фактической стоимости (без НДС); на приобретение автоматизированных комплексов для продажи молока и молочных продуктов в размере 20 процентов фактической стоимости (без НДС); с 01.10.2011 г. на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 20% процентов стоимости объекта, но не более 7 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок, а при реконструкции в размере 10 процентов стоимости реконструкции объекта, но не более 3,5 млн. рублей на один сельскохозяйственный кооперативный рынок.

Ссылаясь на положения вышеуказанных правил, СПСК «Сбытовик» обратился в Управление сельского хозяйства Тамбовской области с заявлениями о предоставлении субсидий от 04.05.2012 г. № 01-29/196, от 04.05.2012 г. № 01-29/201, от 05.05.2012 г. № 01-29/202, от 04.05.2012 г.   № 01-29/197, от 18.05.2012 г. № 01-29/262, от 28.05.2012 г. № 01-29/313.

04.05.2012 г. между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (главный распорядитель бюджетных средств) и СПСК «Сбытовик» (получатель) заключено соглашение № 674 о предоставлении средств областного бюджета для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2012 году (далее - соглашение № 674).

Платежными поручениями от 29.05.2012 г. № 265205, от               23.05.2012 г. № 239449, от 14.05.2012 г. № 188224, от 14.05.2012 г.                             № 188223, от 05.05.2012 г. № 154625 ответчику предоставлены из областного бюджета субсидии на общую сумму 12 759 300 руб., из них                    9 580 200 руб. на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных рынков и 3 179 100 руб. на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования.

Управление сельского хозяйства Тамбовской области в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 26.12.2011 г             № 1868 «Об осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Тамбовской области», приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 04.04.2011 г. № 51 «Об утверждении новой редакции Порядка о внутреннем финансовом контроле (аудите)» (в редакции приказа от 13.06.2012 г. № 120) и соглашением по результатам финансового контроля в отношении кооператива в части соблюдения им условий и целей, определенных при предоставлении субсидий из бюджета области, составило акт от  27.01.2014 г., согласно которому сделан вывод о неподтверждении права СПСК «Сбытовик» на получение государственной поддержки в 2012 году, а также о том, что планируемый результат не достигнут - объекты не построены и не введены в эксплуатацию.

В силу п. 14 утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. № 77 «Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2014 годы» при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления субсидий, Управление сельского хозяйства Тамбовской области направляет получателю требование о возврате субсидий в областной бюджет. Субсидии подлежат возврату получателем в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Управление сельского хозяйства Тамбовской области принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством.

Управлением сельского хозяйства Тамбовской области направило в адрес СПСК «Сбытовик» требование о возврате субсидий и акт проверки для подписания.

Однако акт проверки ответчиком не подписан, возврат денежных средств в добровольном порядке произведен на сумму 489 700 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.01.2014 г. № 337.

Ссылаясь на вышеперечисленные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона «О развитии сельского

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А48-4809/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также