Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу n А64-5480/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 апреля 2015 года

г. Воронеж

Дело № А64-5480/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

 Яковлева А.С.,

судей

 Афониной Н.П.,

 Алферовой Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д., Ливенцевой Н.В.,

от открытого акционерного общества «Мичуринский завод «Прогресс»: Сиротихина А.С., представитель по доверенности №073-10992 от 19.12.2014; Харламова Н.В., представитель по доверенности №073 от 17.04.2014;

от муниципального унитарного предприятия «Коммунальное жилищное хозяйство»: Новиков А.Т., директор, выписка из ЕГРЮЛ; Объедков С.Н., представитель по доверенности б/н от 20.01.2015;

от муниципального унитарного предприятия «Теплоресурсы»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальное жилищное хозяйство» (ИНН 6827022153, ОГРН 1126827000035) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2014 по делу № А64-5480/2013 (судья Белоусов И.И.) по исковому заявлению открытого акционерного общества «Мичуринский завод «Прогресс» (ИНН 6827005976, ОГРН 1026801064025) к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное жилищное хозяйство» о взыскании 3611618 руб. 14 коп., с участием третьего лица – муниципального унитарного предприятия «Теплоресурсы»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс» (далее – ОАО «Мичуринский завод «Прогресс», истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное жилищное хозяйство» (далее – МУП «Коммунальное жилищное хозяйство», ответчик) с требованием о взыскании 3034618 руб. 14 коп. основного долга по оплате поставленной тепловой энергии в горячей воде за период январь-июнь 2013 года (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Теплоресурсы» (далее – МУП «Теплоресурсы», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05 марта 2014 года по делу № А64-5480/2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «Коммунальное жилищное хозяйство» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на завышение истцом объема подлежащей оплате тепловой энергии вследствие применения ненадлежащей методики расчета объема тепловой энергии.

В судебном заседании апелляционной инстанции 10.04.2015 представители МУП «Коммунальное жилищное хозяйство» поддержали доводы апелляционной жалобы, представители ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. МУП «Теплоресурсы» явку полномочных представителей не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 9 час. 00 мин. 16.04.2015 года. В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

 Заслушав мнения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции необоснованным, подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» (истец) осуществляет снабжение коммунальными ресурсами в виде тепло­вой энергии (отопление, горячее водоснабжение) многоквартирных домов в г. Мичуринске по адресам: ул. Крылова, 83, ул. Жуковского, 2, ул. Жуковского, 4а, ул. Клубная, 2, ул. Киевская, 6а, ул. Киевская, 8, ул. Мартовская, 5, ул. Серафимовича, 1, в отношении которых МУП «Коммунальное жилищное хозяйство» (ответчик) является управляющей организацией, что ответчиком не отрицается.

Согласно расчету истца, долг по оплате потребленных коммунальных ресурсов (отопления, горячего водоснабжения) по указанным объектам потребления за период январь-июнь 2013 г. согласно счетам-фактурам № 271 от 31.01.2013 г., № 690 от 28.02.2013 г., № 1152 от 29.03.2013 г., № 1665 от 30.04.2013 г., № 2029 от 30.05.2013 г., № 2467 от 28.06.2013 г., с учетом платежей владельцев помещений, составляет 3034618 руб. 14 коп.

Договор на подачу (отпуск) тепловой энергии на спорный период потребления коммунальных ресурсов сторонами не заключен.

Ссылаясь на то, что задолженность в указанном размере ответчиком в добровольном порядке не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассматривая и разрешая заявленные требования, исходил из доказанности истцом объема поставленной тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения, а также отсутствия доказательств оплаты задолженности ответчиком.

Судебная коллегия апелляционного суда полагает, что суд первой инстанции при разрешении настоящего дела неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с п.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг):

"коммунальные услуги" – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

"исполнитель" – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, «исполнитель» обязан, в частности:

- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В силу указанных правовых норм обязанность управляющей организации оплачивать ресурсоснабжающей организации фактически предоставленные коммунальные ресурсы по управляемым объектам энергоснабжения возникает независимо от наличия заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 г. №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, обязан оплачивать коммунальные ресурсы независимо от наличия либо отсутствия письменного договора с ресурсоснабжающей организацией.

Факт поставки истцом в указанный спорный период тепловой энергии в жилой дом, находящийся в управлении МУП «Коммунальное жилищное хозяйство», ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признаны утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

 а) для отопления – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; (в ред. Постановления Правительства

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу n А08-5803/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также