Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А48-2954/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

10 февраля 2015 года                                                     Дело № А48-2954/2014

г. Воронеж                                                                                                        

          Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года

          Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                      Сурненкова А.А.,

судей                                                                                 Андреещевой Н.Л.,

                                                                                           Маховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,

                                                                                        

при участии:

от Администрации города Орла: Куличковой Марии Андреевны, представителя по доверенности № 88-д от 23.12.2014;

от Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;

от Департамента образования и молодёжной политики Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. по делу № А48-2954/2014 (судья М.А. Старых), принятое по иску Администрации города Орла (ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640) к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ИНН 5753012290, 1025700832959), при участии в деле в качестве третьего лица Департамента образования и молодёжной политики Орловской области (ИНН 5753049702, ОГРН 1095753001508), о взыскании 365 760 руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Орла (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик) о взыскании 365 760 руб., составляющих убытки.

Определением суда от 29.07.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент образования и молодёжной политики Орловской области.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г.  Администрации города Орла в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г., в связи с чем просит его отменить.

Представитель Администрации города Орла в судебном заседании  поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились.

Посредством факсимильной связи через канцелярию суда от ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу Администрации города Орла следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. – без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, долгосрочной областной программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Орловской области от 33.08.2010 № 286, долгосрочной муниципальной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 № 2253, регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно программе, основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), средства бюджета Орловской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

В соответствии с разделом VI Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», субсидии из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.

Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.

В силу пункта 35 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 № 286 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счёта представляет в банк договор банковского счёта, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счёта (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и её банковского счёта (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья».

В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 № 286 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счёт проверяет её на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чём орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Согласно пунктам 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы» (далее – Правила), утверждённой постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2012 № 520, право молодой семьи - участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утверждённого Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с пунктом 35 Правил, для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счёта представляет в банк договор банковского счёта, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы 2 по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

Согласно пунктам 38, 39 Правил, банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании вышеуказанных документов.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.

Как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 по делу № 2-1313/14, семья Тарелиных признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации г. Орла от 20.05.2013 № 2181.

Семья Тарелиных является участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии ОР № 33-13.

06.11.2013 г. постановлением Администрации города Орла № 5030 утверждён список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы», имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (пункт 33) семья Тарелиных имеет право на получение субсидии за счёт средств областного бюджета в размере 365 760 руб., и средств городского бюджета - в размере 182 880 руб., а всего 548 480 руб.

29.10.2013 Тарелиной И.А. был открыт банковский счёт в ОАО «Россельхозбанк» для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО «Россельхозбанк» в администрацию города Орла направлена 12.02.2014 г.

05.02.2014 г. года между Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелиным А.Е., был заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 259, кв. 18, и в дальнейшем получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

Согласно пункту 5 договора купли-продажи от 05.02.2014 г., сумма в размере 548 480 руб. оплачивается за счёт средств социальных выплат на приобретение жилья в течение трёх дней после предъявления договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности.

Тарелины обратились с заявлением в Администрацию г. Орла о производстве выплаты.

В ответе администрации от 11.03.2014 г. № Т-1233 Тарелиной И.А. было отказано в перечислении социальной выплаты.

В связи с чем, Тарелина И.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелина А.Е., обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Орла, выразившегося в не перечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на банковский счёт, и взыскании с администрации материального ущерба в размере 548 480 руб.

Решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 г. по делу    № 2-1313/14 требования Тарелиных удовлетворены в полном объёме.

Платёжным поручением от 19.05.2014 г. № 390124 денежные средства в размере 548 480 руб. были перечислены Администрацией г. Орла на счёт Тарелиной И.А.

Ссылаясь на то, что денежные средства в размере 365 760 руб. должны быть выплачены Тарелиным за счёт средств областного бюджета, в связи с чем, уплата денежных средств в указанном размере по решению суда является убытками администрации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А36-3977/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также