Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А36-6740/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

5 августа  2014 года                                                      Дело № А36-6740/2013

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа  2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 5  августа  2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                            Семенюта Е.А.,    

                                                                                     Донцова П.В.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,     

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Колыбельское»: Фаляхиевой Ф.Ф., представителя по доверенности от 31.12.2013;

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области: Агейчевой Т.А., начальника отдела организационно-правовой, контрольной  и кадровой работы по доверенности от 28.04.2014; Челюбеева И.С., государственного инспектора отдела земельного надзора по доверенности от 10.02.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу    Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Колыбельское» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.04.2014 по делу № А36-6740/2013 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Колыбельское» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, о признании незаконными и отмене полностью постановлений №255/13-ЗН от 06.12.2013, №256/13-ЗН от 06.12.2013, №257/13-ЗН от 06.12.2013, №259/13-ЗН от 06.12.2013, №260/13-ЗН от 06.12.2013, №254/13-ЗН от 09.12.2013, №258/13-ЗН от 09.12.2013, №261/13-ЗН от 09.12.2013, №262/13-ЗН от 09.12.2013, №263/13-ЗН от 09.12.2013,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Колыбельское» (далее – ООО «Агрофирма «Колыбельское», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене полностью постановлений №255/13-ЗН от 06.12.2013, №256/13-ЗН от 06.12.2013, №257/13-ЗН от 06.12.2013, №259/13-ЗН от 06.12.2013, №260/13-ЗН от 06.12.2013, №254/13-ЗН от 09.12.2013, №258/13-ЗН от 09.12.2013, №261/13-ЗН от 09.12.2013, №262/13-ЗН от 09.12.2013, №263/13-ЗН от 09.12.2013 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому правонарушению (т.1 л.д.5-9).

Решением суда от 14.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Колыбельское» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что привлечение  Общества к административной ответственности по каждому из обжалуемых постановлений происходило в отсутствии уведомления Общества о времени и месте рассмотрения  административных дел.  Имеющееся в каждом  административном  материале уведомление о вручении  заказного письма от 04.12.2013 (№ 39803756041813) не доказывает надлежащее уведомление Общества о времени и месте рассмотрения каждого отдельного административного материала.  Протоколы об административных правонарушениях  от 22.11.2013 не содержат указания о времени и месте  рассмотрения административных материалов. 

В отзыве на жалобу Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области указывает, что Общество о времени и месте  составления протоколов об административных правонарушениях было уведомлено надлежащим образом, почтовое уведомление от 13.11.2013, телеграммы, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. В материалах дела имеются  уведомления о вручении заказного письма  с направлениями определений о месте и времени рассмотрения дел.

В судебном заседании 25.07.2014 объявлялся перерыв до 01.08.2014 (26.07.2014 и 27.07.2014  - выходные дни).

Как видно из материалов дела, 22.10.2013 должностным лицом Управления в присутствии двух понятых был произведен осмотр 4-х земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Липецкая область, Данковский район, территория сельского поселения Перехвальский сельсовет, о чем составлен соответствующий протокол (т.2 л.д.144-145).

11.11.2013 должностным лицом Управления в присутствии двух понятых был произведен осмотр 10-ти земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Липецкая область, Данковский район, территория сельских поселений Баловневский и Перехвальский сельсоветы, о чем составлен соответствующий протокол (т.2 л.д.151-152).

В протоколах осмотра от 22.10.2013 и 11.11.2013 зафиксировано, что на земельных участках происходит зарастание сорной растительностью, а также на земельных участках не выполняются агротехнические, агрохимические и фитосанитарные мероприятия. Следов механической обработки почв и выпаса скота не наблюдается. На земельных участках отсутствуют следы сельскохозяйственного использования, участки не освоены.

В связи с выявлением вышеуказанных фактов, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Челюбеевым И.С. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

По результатам проведения административного расследования государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Челюбеевым И.С. в отношении ООО «Агрофирма «Колыбельское» 22.11.2013 были составлены протоколы №254/13-ЗН, №255/13-ЗН, №256/13-ЗН, №257/13-ЗН, №258/13-ЗН, №259/13-ЗН, №260/13-ЗН, №261/13-ЗН, №262/13-ЗН, №263/13-ЗН, о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ ввиду нарушения требований ст. 12, п.п. 1, 3 части 1 ст. 13, абзацах 1, 3, 4, 7 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации; в статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»; ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения»; ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения».

Начальником отдела земельного надзора Управления Обойчук О.В., а также заместителем руководителя Управления Барановым В.М. были приняты постановления по делам об административных правонарушениях №255/13-ЗН от 06.12.2013, №256/13-ЗН от 06.12.2013, №257/13-ЗН от 06.12.2013, №259/13-ЗН от 06.12.2013, №260/13-ЗН от 06.12.2013, №254/13-ЗН от 09.12.2013, №258/13-ЗН от 09.12.2013, №261/13-ЗН от 09.12.2013, №262/13-ЗН от 09.12.2013, №263/13-ЗН от 09.12.2013 о признании ООО «Агрофирма «Колыбельское» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и назначении ему административных наказаний в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому правонарушению.

Считая вынесенные постановления незаконными, ООО «Агрофирма «Колыбельское» обратилось в Арбитражный суд  Липецкой области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований,  суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

В силу части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

При этом в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлена обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Агрофирма «Колыбельское»

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А35-9528/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также