Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2014 по делу n А36-5002/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 мая 2014 года                                                        Дело № А36-5002/2013

город Воронеж                                                                                                

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года

          Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Ольшанской Н.А.,

судей:                                                                                      Михайловой Т.Л.,

                                                                                                 Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Липецк»: Болховитиновой Л.Н., начальника юридического отдела, доверенность № 012-157 от 31.12.2013,

от третьих лиц: Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Липецк»: Дударевой Т.А., начальника юридической службы, доверенность № 01-165 от 09.10.2013, Управления энергетики и тарифов Липецкой области: Ольховой А.П., заместителя начальника отдела правового управления администрации, доверенность № 01-8 от 30.08.2012 (сроком на 3 года),

при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи:

от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области: Труновой О.Я., заместителя начальника правового отдела, доверенность от 28.01.2014, Голосной И.В., начальника правового отдела, доверенность от 28.01.2014, Кобзевой Г.Н., представителя по доверенности от 28.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.03.2014 по делу № А36-5002/2013 (судья Игнатьев Д.Н.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Липецк» (ОГРН 1024800827754, ИНН 4825024049) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области о признании незаконным решения от 08.07.2013 № 8-р,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Липецк» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 08.07.2013 № 8-р «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой на него.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается, что вывод суда, что к объему газа, израсходованному контрагентами Общества (ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4», ОАО «ЛГЭК», ООО «ЛеМаЗ», ЗАО «Грязинский сахарный завод», ООО «Глобус-98», ООО «Компания «Ассоль», ОАО «ЭКЗ «Лебедянский») в 2009-2011 годы, не должен применяться повышающий коэффициент при перерасходе газа для целей, связанных с выработкой тепловой энергии для коммунальных нужд, противоречит действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

По мнению налогового органа, из договоров поставки газа с указанными контрагентами ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» не усматривается, что они приобретали газ для производства тепловой энергии для населения и на коммунально-бытовые цели; фактически осуществляемая деятельность указанных контрагентов сводилась к использованию газа на собственные технические нужды, а также производству для собственных нужд и реализации тепловой и электрической энергии. В связи с чем, по мнению налогового органа, согласно п. 17 Правил поставки газа № 162 должны оплачивать объем отобранного ими сверх установленного договором объема газа и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением повышающего коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября – 1,1, с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

В представленном отзыве третье лицо – Управление энергетики и тарифов Липецкой области – возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого акта.

При этом апелляционная коллегия исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. Итоги выездной налоговой проверки оформлены актом выездной налоговой проверки № 8 от 19.04.2013. По результатам рассмотрения мероприятий налогового контроля налоговым органом принято решение № 8-р от 08.07.2013 «О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 166 875,89 руб.

Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 19 020 790,03 руб. и НДС в сумме 6 366 176,06 руб., а также начисленные пени по состоянию на 08.07.2013 в сумме 2 088 449,35 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 19.08.2013 № 86 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции № 8-р от 08.07.2013 оставлена без удовлетворения, решение Инспекции ? без изменения.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод Инспекции, что Общество в нарушение ст. 38, п.1 ст. 39, п.13 ст. 40, ст. 249, ст. 247, ст. 271, ст. 274 НК РФ, занизило суммы дохода от реализации газа, отобранного покупателями сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком,  предъявив к оплате стоимость газа без применения повышающего коэффициента. Налоговым органом сделан вывод, что в нарушение п. 17 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, Общество предъявляло покупателям ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4», ОАО «ЛГЭК», ООО «ЛеМаЗ», ЗАО «Грязинский сахарный завод», ООО «Глобус-98», ООО «Компания «Ассоль», ОАО «ЭКЗ «Лебедянский» к оплате объем отобранного ими газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки без применения коэффициентов: с 15 апреля по 15 сентября – 1.1; с 16 сентября по 14 апреля – 1,5. По мнению налогового органа, указанные покупатели газа не могут быть отнесены к категории коммунально-бытовых потребителей, на что ссылалось Общество, возражая Инспекции.

Не согласившись с решением Инспекции № 8-р от 08.07.2013, ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании данного решения недействительным.

Удовлетворяя заявленное требование Общества, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Договоры поставки газа по своей правовой природе являются договорами энергоснабжения и в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ относятся к публичным договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (далее – Закон о газоснабжении) Правительство РФ в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации; определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В статье 2 Закона о газоснабжении дано понятие газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В силу положений статьи 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставки газа и Правилами пользования газом, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию (статьи 21 и 23 Закона о газоснабжении).

В соответствии с предусмотренными Законом о газоснабжении полномочиями Правительством РФ Постановлением от 05.02.1998 № 162 утверждены Правила поставки газа в РФ (далее – Правила), которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.

Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Таким образом, не смотря на наличие или отсутствие в заключенных налогоплательщиком с покупателями договорах положений, отражающих специфику поставки газа в зависимости от характеристики потребителя и иных особенностей, к правоотношениям сторон подлежат непосредственному применению Закон о газоснабжении и Правила поставки газа в РФ.

Пунктом 12 Правил определено, что поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа определяются в договоре поставки газа.

Согласно пункту 13 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости – по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором.

В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа.

На основании пункта 14 Правил установлено, что неравномерность поставки газа по месяцам допускается в следующих случаях:

если это предусматривается согласованным сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерским графиком;

если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения;

если поставка газа осуществляется для генерирующих объектов, с использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 года № 738 и в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии, обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течение суток.

В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября – 1,1; с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Применяя системное токование приведенных положений, суд первой инстанции обоснованно учел, что для применения повышающих коэффициентов, установленных абз. 1 пункта 17 Правил, предполагается соблюдение

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2014 по делу n А64-8101/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также