Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А36-3742/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 февраля 2014 года                                                      Дело № А36-3742/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 13 февраля 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей                                                                                              Ольшанской Н.А.,

Скрынникова В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка: Лизнева Е.С., заместитель начальника правового отдела, по доверенности № 02-11/05975 от 23.08.2013 (сроком на 1 год);

от открытого акционерного общества «Липецкие автобусные линии»: Тишинский Н.А., по доверенности № 1 от 09.01.2014 (сроком до 09.01.2015 года);

от Администрации Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления Федерального казначейства по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления социальной защиты населения Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2013 по делу № А36-3742/2013 (судья Никонова Н.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Липецкие автобусные линии» (ОГРН 1104823004714, ИНН 4825068173) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка (ОГРН 1044800221564, ИНН 4825040019) о признании незаконными пунктов 1, 2 резолютивной части решения № 11 от 03.06.2013 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения заместителя руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытовой от 12.07.2013 № 56,

третье лицо – Администрация Липецкой области (ОГРН 1124823017307, ИНН 4826011490),

третье лицо – Управление Федерального казначейства по Липецкой области (ОГРН 1024840861539, ИНН 4826003813),

третье лицо – Управление социальной защиты населения Липецкой области (ОГРН 1024840833082, ИНН 4825013424),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Липецкие автобусные линии» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными пунктов 1, 2 резолютивной части решения № 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.06.2013 в редакции решения заместителя руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытовой № 56 от 12.07.2013.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2013 пункты 1, 2 резолютивной части решения № 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.06.2013 в редакции решения заместителя руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытовой № 56 от 12.07.2013 признаны незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.

На Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Липецкие автобусные линии».

Суд взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка в пользу открытого акционерного общества «Липецкие автобусные линии» 4000 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ОАО «Липецкие автобусные линии» о признании незаконными пунктов 1, 2 резолютивной части решения № 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.06.2013 в редакции решения заместителя руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытовой № 56 от 12.07.2013 в части доначисления НДС за 2010, 2011 года в сумме 2855740 руб. и соответствующих сумм пени и штрафных санкций.

         В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на обстоятельства,  установленные в ходе выездной налоговой проверки и свидетельствующие о занижении сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет за 2010, 2011 года в размере 2855740 руб., за счет излишнего предъявления к вычету сумм НДС.

Так, Инспекция указывает, что денежные средства,  поступившие налогоплательщику в качестве компенсации расходов за предоставление льготного проезда гражданам,  не являются субсидиями и подлежат отнесению к выручке от перевозки пассажиров пригородным пассажирским транспортом общего пользования.

При этом, Инспекция исходит из того, что спорные средства  получены Обществом с внебюджетного счета Управления социальной защиты населения Липецкой области, а источником формирования данных средств являются денежные средства, полученные от реализации гражданам единых социальных проездных билетов.

Ввиду изложенного, полученные Обществом денежные средства подлежат учете при расчете пропорции сумм НДС подлежащих вычету, уменьшая указанную сумму за счет увеличении сумм выручки от операций, не облагаемых НДС ( п.п. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ ).

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено,  в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда  Липецкой области от 11.11.2013 лишь в обжалуемой части, т.е. в части признания незаконными решения № 11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.06.2013 в части доначисления НДС за 2010, 2011 года в сумме 2855740 руб. и соответствующих сумм пени и штрафных санкций.

В судебное заседание не явился представители Администрации Липецкой области, Управления Федерального казначейства по Липецкой области, Управления социальной защиты населения Липецкой области, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

В материалах дела имеются заявления Управления социальной защиты населения Липецкой области, Управление Федерального казначейства по Липецкой области и Администрации Липецкой области о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Администрации Липецкой области, Управления Федерального казначейства по Липецкой области, Управления социальной защиты населения Липецкой области.

Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 13.12.2012 № 51 ИФНС России по Правобережному району г. Липецка была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Липецкие автобусные линии» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в том числе единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 2 и п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за период с 01.01.2009 по 31.12.2009. По результатам которой составлен акт № 904 от 05.03.2013 (т. 2 л.д. 16 - 32).

На основании решения от 29.03.2013 № 51/1 заместителя начальника ИФНС России по Правобережному району г. Липецка Гетманского В. В. были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам которых составлен акт № 904/1 от 30.04.2013 (т. 2 л.д. 33 - 40).

По результатам рассмотрения актов налоговым органом было вынесено решение № 11 от 03.06.2013 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым налогоплательщик за неполную уплату налогов по п. 1 ст. 122 НК РФ привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 58963 руб. 70 коп., налогоплательщику начислены пени по НДС в размере 538548 руб. 50 коп., а также предложено уплатить недоимку по НДС в общей сумме 3157170 руб. Кроме того, убытки за 2011 год уменьшены в сумме 2021700 руб. (т. 1 л.д. 60 - 93).

Как следует из материалов выездной налоговой проверки и п. 2 решения № 11 от 03.06.2013 в проверяемый период Общество осуществляло операции по реализации как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению.

Инспекцией установлено, что Обществом  в связи с осуществлением деятельности по перевозке имеющих льготы граждан, была получена  компенсация расходов за предоставление льготного проезда.

Инспекцией также было установлено, что указанная компенсация была получена Обществом  за счет средств, поступивших  от реализации единых социальных проездных билетов (далее – ЕСПБ).

По результатам анализа процедуры реализации единых социальных проездных билетов на территории Липецкой области, нормативных правовых актов, а также счетов бухгалтерского учета Общества ИФНС России по Правобережному району г. Липецка пришла к выводу о том, что перечисление денежных средств от продажи ЕСПБ является оплатой за оказанные транспортные услуги по перевозке пассажиров, зачисленные на счета организации денежные средства признаются выручкой от реализации и с учетом п.п. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ  подлежат учету при исчислении пропорции, предусмотренной п.4 ст.170 НК РФ.

Таким образом, Инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщиком не включена в расчет пропорции для принятия к вычету НДС сумма выручки от оказанных услуг льготной категории граждан в размере  средств, полученных в качестве компенсации расходов на льготный проезд отдельным категориям граждан,  что стало основанием для доначисления налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 2855240 руб., соответствующих пени и штрафов.

Решением УФНС России от 12.07.2013 № 56 по жалобе Общества решение Инспекции было изменен, сумма штрафа уменьшена до 57537 руб. 70 коп. (т. 1 л.д. 94-103).

Не согласившись с принятым Инспекцией ненормативным актом, Общество  обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения ИФНС России по Правобережному району г. Липецка № 11 от 03.06.2013 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Удовлетворяя заявленные требования Общества в части признания незаконным решения Инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2855240 руб., соответствующих пени и штрафов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции.

Налоговая база по НДС в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 154 - 159, 162 НК РФ.

В силу ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172-173 НК РФ.

По общему правилу, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А64-7847/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также