Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А64-3669/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 декабря 2009 года                                                         Дело № А64-3669/09

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.,

судей                                                                                     Свиридовой С.Б.,

Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тамбовской области: Цыплухина М.Н., специалист 1 разряда,  доверенность №08-04 от 22.02.2008, удостоверение серии УР № 377553, действительно до 21.12.2009;

индивидуальный предприниматель Орлов Михаил Николаевич, паспорт серии 68 08 №502054, выдан Отделением УФМС России по Тамбовской области в Рассказовском районе 26.12.2008;

от индивидуального предпринимателя Орлова Михаила Николаевича: Сапрыкина Е.Г., представитель по доверенности №68-01/265126 от 04.12.2009, паспорт серии 20 04 №452861, выдан Северным ОМ Коминтерновского РУВД г. Воронежа 20.05.2005, Орлова С.И., представитель по доверенности №68-01/183613 от 19.05.2009, паспорт серии 68 08 №502855, выдан Отделением УФМС России по Тамбовской области в Рассказовском районе 05.03.2009,

от ГУПТИ Тамбовской области: представители не явились, надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тамбовской области и индивидуального предпринимателя Орлова Михаила Николаевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.10.2009 по делу № А64-3669/09 (судья Пряхина Л.И.), по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Михаила Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тамбовской области о признании недействительным требования, при участии третьего лица – ГУПТИ Тамбовской области (филиал по г. Рассказово и Рассказовскому району),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Орлов Михаил Николаевич (далее – ИП Орлов М.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тамбовской области (далее – МИФНС России №3 по Тамбовской области, Инспекция) о признании недействительным требования от 24.03.2009г. № 2198.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное унитарное предприятие инвентаризации Тамбовской области (филиал по г. Рассказово и Рассказовскому району) (далее – ГУПТИ Тамбовской области (филиал по г. Рассказово и Рассказовскому району)).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным требование МИФНС России №3 по Тамбовской области №2198 от 24.03.2009г. в части обязания уплатить налог на имущество в сумме 21 093,16 руб. и пени в сумме 1951,81 руб., в удовлетворении остальной части заявленных предпринимателем  требований отказано.

Инспекция не согласилась с вынесенным судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  и принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на следующее.

Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции о неправомерности применения Инспекцией ставки налога на имущество физических лиц в размере  2%, и полагает, что обоснованно определила ставку налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, принадлежащих предпринимателю, а не в зависимости от инвентаризационной стоимости каждого объекта.

Также Инспекция не согласна с выводами суда первой инстанции относительно необходимости перерасчета налога на имущество физических лиц в отношении объекта – магазина с учетом того, что в 4 квартале 2008 года указанный объект использовался для осуществления  предпринимательской деятельности и  указывает на правомерность взыскания налога на имущество физических лиц  за весь 2008 год, поскольку  запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя произведена 17.11.2008.

Кроме того, по мнению Инспекции , что судом первой инстанции не учтен факт того, что Предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность в ноябре и декабре 2008 года на площади магазина в размере 111,2 кв.м, поскольку в налоговой декларации по единому налогу на вмененных доход за 4 квартал 2008 г. предпринимателем отражено значение физического показателя 35 кв.м. 

В связи с указанным Инспекция полагает неправомерным применение абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ, предусматривающего освобождение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества,  используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Предприниматель также не согласился вынесенным судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа удовлетворения его требований в размере 17 779,78 руб. – налог и пени.

В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает следующее.

Предприниматель, ссылаясь на ст. 131, 219 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также на Правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, указывает на то, что изменение параметров объектов свидетельствует об изменении существующего объекта и признании его вновь созданным недвижимым имуществом, право собственности на которое подлежит государственной регистрации.

По мнению Предпринимателя, здание магазина площадью 182,7 кв.м., инвентаризационной стоимостью 1 422 383 руб. введено в эксплуатацию только 29.12.2008,  до этого момента пристройка к зданию магазина как самовольно возведенное строение (что, по мнению Предпринимателя, подтверждается архивной справкой) не подлежал оценке для целей налогообложения. 

В связи с чем,  Предприниматель полагает, что до ввода здания в эксплуатацию и регистрации права собственности у него было зарегистрировано право собственности на здание площадью 111,2 кв.м., инвентарной стоимостью 411 254 руб., а следовательно оснований   для применения налогооблагаемой базы в размере 1 422 383 руб. у суда первой инстанции не имелось.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав пояснения представителей лиц,  участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.11.2008г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Орлова Михаила Николаевича в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано свидетельство.

Налоговым уведомлением №68905 от 17.10.2008г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2007г. Орлову М.Н. исчислено к уплате 35 397,85 руб., налоговым уведомление №69044 от 18.10.2008г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г. Орлову М.Н. исчислено к уплате 77 745,88 руб., в т.ч. по срокам уплаты: 01.12.2008 – 56 571,87 руб. и 30.12.2008г. – 21 174,01 руб.

Как следует из указанных уведомлений, объектами налогообложения являются:

жилой дом, расположенный по адресу г. Рассказово, ул. Циолковского, 27 (налогооблагаемая база 868 773 руб., ставка 2 % за 12 мес),

здание магазина, расположенное по адресу г. Рассказово, ул. 60 лет Рассказово, д.2А (налогооблагаемая база 1 422 383 руб. ставка 2 % за 12 мес.).

В связи с неперечислением в добровольном порядке подлежащего уплате налога на имущество физических лиц в адрес Орлова М.Н. налоговым Инспекцией направлено требование № 2198 от 24.03.2009г. об уплате налога на имущество в срок до 13.04.2009г. в сумме 38 872,94 руб. по сроку уплаты 30.12.2008г. и пени в размере 2509,90 руб. по сроку уплаты 01.03.2009г.

Предприниматель, не согласившись с требованием Инспекции № 2198 от 24.03.2009г., обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 1 ст. 1 Законом Российской Федерации от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона №2003-1).

В силу п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1 исчисление суммы налога на имущество физических лиц производится налоговым органом. 

В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного Закона налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 2003-1 предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

В силу п. 5 ст. 5 указанного Закона по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Платежные извещения об уплате налога на имущество физических лиц вручаются налогоплательщикам ежегодно не позднее 1 августа (п. 8 ст. 5 Закона № 2003-1).

Пунктом 9 ст. 5 Закона № 2003-1 установлено, что уплата налога на имущество физических лиц производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Решением Рассказовского городского совета народных депутатов Тамбовской области от 26.08.2005 г. № 130 «О налоге на имущество»  установлен налог на имущество физических лиц в г. Рассказово (п.1). 

Пунктом 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "По применению Закона Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц" от 02.11.1999 № 54 ( далее –Инструкция) предусмотрено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Порядок определения инвентаризационной стоимости содержится в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 г. N 87 (далее - Порядок), оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации (п. 1.4 Порядка).

Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляет по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2).

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6.09.1990 г. № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 г. N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пункт 3.2.1).

Согласно пункту 1 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного совместным Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. N 36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А48-4502/08-4(ИСП.). Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также