Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А08-515/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 мая 2009 года                                                               Дело №А08-515/2009-27

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Протасова А.И.

судей                                                                                  Сергуткиной В.А.,

                                                                                           Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж»: Шкабко В.А., ведущего юрисконсульта по доверенности №242 от 18.05.2009;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области: не явились, надлежаще извещены;

от Федерального агентства по образованию РФ: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 по делу №А08-515/2009-27 (судья Головина Л.В.) по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» к Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области о признании незаконными действий,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее – управление) о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права оперативного управления на объекты – здание колледжа, расположенное по адресу: г.Белгороде, Гражданский проспект, д.50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г.Белгород, ул.Костюкова, д.13.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по образованию РФ.

Решением от 03.04.2009 суд удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом, заявитель жалобы указывает, что на регистрацию права оперативного управления учреждением не представлены все необходимые документы для производства указанного действия и Устав Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» не может являться документом – основанием для государственной регистрации за учреждением права оперативного управления на объекты недвижимости.

Кроме того, управление указывает, что в судебных заседания в качестве представителя учреждения выступало лицо, не имеющее полномочий на представление его интересов. 

В судебное заседание Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» обратилось в регистрационную службу с заявлением от 10.07.2008 о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения: здание учебного корпуса и здание студенческого общежития, расположенные по адресу: г. Белгород, ул. Костюкова, 13 и Гражданский проспект, д.50.

Сообщениями от 29.12.2008 №01/138/2008-285, №01/138/2008-286, №01/138/287, №01/138/2008-288 регистрационная служба отказала в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты на основании абзаца 10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав что учреждением не предоставлены документы, необходимые в соответствии с Законом для проведения указанной регистрации, а именно – не представлен акт соответствующего уполномоченного органа о закреплении заявленного объекта недвижимого имущества на праве оперативного управления.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований, в связи с чем, пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.

Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции и полагает, что при рассмотрении данного спора учитывать следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.

 В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, предусмотренным ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе, согласно абзаца 10 п.1 указанной нормы права, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Из сообщений УФРС по Белгородской области об отказе Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» в государственной регистрации права оперативного управления от 29.12.2008 №01/138/2008-285, №01/138/2008-286, №01/138/287, №01/138/2008-288 усматривается, что основанием для отказа явилось отсутствие акта соответствующего уполномоченного органа о закреплении за учреждением объектов недвижимости.

Вместе с тем, на основании Распоряжения Правительства РФ от 30.08.2004 №1139-р федеральное государственное образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж» находится в ведении Федерального агентства по образованию.

В соответствии с п.5.2 Положения о Федеральном агентстве по  образованию,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от 17.06.2004 №288, Федеральное агентство по образованию осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законными, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 №691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии со ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого Учреждения.

В ответе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Белгородской области указано, что на основании выписки из реестра федерального имущества от 16.06.2003 №08/02-739, выданной комитетом по управлению государственным имуществом Белгородской области, за ФГОУ СПО «Строительный колледж» закреплено право оперативного управления на нежилые объекты.

На основании п.1.4 изменений и дополнений №2 внесенных в Устав учреждения Колледж имеет находящееся в федеральной собственности обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

В приложении к Уставу ГОУ СПО «Белгородский строительный колледж» указано, что здание колледжа и здание общежития закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (л.д.52-53).

Изложенным подтверждается, что для регистрации права оперативного управления на объекты – здание колледжа, расположенное по адресу: г.Белгороде, Гражданский проспект, д.50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г.Белгород, ул.Костюкова, д.13 Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» представлены все необходимые и достаточные документы для проведения данной государственной регистрации.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и подтверждающих наличие оснований для отказа в испрашиваемой государственной регистрации права оперативного управления в материалах дела не имеется и УФРС по Белгородской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, действия (бездействия) государственных органов могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.

Суд, установив, что оспариваемые действия УФРС по Белгородской по отказу Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» в государственной регистрации права оперативного

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А14-139/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также