Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу n А64-5558/08-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 марта 2009 года                                                 Дело № А64-5558/08-13

г.Воронеж                                                                                                   

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2009 г.

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Семенюта Е.А.

судей                                                                                    Шеина А.Е.

                                                                                              Сергуткиной В.А. 

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.

при участии:

от ОАО «Тамбовские коммунальные системы»: Терентьев О.В., представитель по доверенности №20 от 29.12.2008 г., Милосердова И.В.,  представитель по доверенности №36 от 29.12.2008 г.

от УФАС по Тамбовской области: Ракитин В.В., специалист-эксперт, по доверенности №58-1-12/673п от 11.03.2009 г.,

от ООО «КомСервисПлюс»: Титова А.В., юрисконсульт, доверенность б/н от 5.10.2008 г.

от Администрации города Тамбова: Алексеевцева Л.П., начальник экспертно-правового отдела, по доверенности №2-40-696/8 от 17.06.1998 г.

от Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области : Поздняков А.В., главный консультант, доверенность №08-206 от 11.03.2009 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2008 г. по делу № А 64-5558/08-13 (судья Пряхина Л.И.), по заявлению открытого акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области , с участием третьих лиц ООО «КомСервисПлюс», Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, Администрации г.Тамбова о признании недействительными ненормативных актов

                                                  

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Тамбовские коммунальные системы » (далее - ОАО «Тамбовские коммунальные системы», ОАО «ТКС», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, ответчик) о признании незаконным решения УФАС от 26.08.2008г. и недействительным предписания от 26.08.2008г. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ООО «КомСервисПлюс», Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, Администрация г.Тамбова.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2008 г. по делу № А64-5558/08-13 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Представители ОАО «Тамбовские коммунальные системы» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители УФАС по Тамбовской области, ООО «КомСервисПлюс», Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, Администрации г.Тамбова в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просили обжалуемый судебный акт арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 12.03.2009 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.03.2009 г.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция установила следующее.

На основании обращения Общества с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, последним, в соответствии с полномочиями, предоставленным пунктом 1 части 1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ( далее - закона «О защите конкуренции»), было возбуждено дело №7/03 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тамбовские коммунальные системы» о нарушении антимонопольного  законодательства.

По указанному делу Управлением ФАС по Тамбовской области 26.08.2008 года принято решение, согласно которому ОАО «Тамбовские коммунальные системы» было признано виновным в нарушении части 1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов ООО «КомСервисПлюс» путем включения в договор от 30.11.2007 г. №2519 на поставку воды и отвод сточных вод условий определения объемов поставленной воды и водоотведения, противоречащих действующему законодательству, а также в выдаче предписания об установке на вводах в многоквартирные жилые дома приборов учета на холодное и горячее водоснабжение.

Антимонопольным органом также 26.08.2008 г. выдано предписание о прекращении ООО «Тамбовские коммунальные системы»  нарушений антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО «Тамбовские коммунальные системы» предписано исключить из договора с ООО «КомСеровисПлюс» от 30.11.2007 г. №2519 на поставку воды и отвод сточных вод абзаца 3 пункта 3.1 ; отозвать предписание с требованием об установке на вводах в многоквартирные жилые дома приборов учета на холодное и горячее водоснабжение.

Не согласившись с актами УФАС по Тамбовской области, заявитель обратился за судебной защитой с рассмотренными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд Тамбовской области исходил из законности оспариваемых ненормативных актов, доказанности факта совершения заявителем нарушений антимонопольного законодательства.

Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции правильными, решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.

В соответствии со ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.06.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц) , занимающего доминирующее положение , которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В соответствии со ст.5 Закона «О защите конкуренции» доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему(им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. 

Деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов , внесенных в соответствующий реестр , находится под контролем антимонопольных органов и на них распространяются запреты , установленные антимонопольным законодательством. При выявлении нарушений Закона «О защите конкуренции» , допущенных данными хозяйствующими субъектами, к ним могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №30 от 30.06.2008 г. , оценивая действия как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст.10 ГК РФ, части 2 ст.10, части 1 ст.13 Закона «О защите конкуренции», и , в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен(тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав (ст.50 Закона).

В соответствии с полномочиями, перечисленными в п.2 ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», в предписание может включаться указание на совершение действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением в необходимом для этого объеме. 

Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом УФАС по Тамбовской области от 27.12.2004 г. №230 ОАО «Тамбовские коммунальные системы» включено в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара – услуги по водоотведению и водоснабжению долю в размере более чем 35 процентов, т.е. занимает доминирующее положение в своей сфере деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» является управляющей компанией  по управлению многоквартирными домами в г.Орле по ул.Пензенская,д.1, ул.К.Маркса,д.150/4, ул.Гоголя,д.2а, ул.Советская,д.35 кор.2, ул.Б.Васильева,д.7а, ул.Тулиновская, д.20а. Согласно положений Устава , ООО «КомСервисПлюс» заключает договоры управления многоквартирными домами обеспечивает предоставление коммунальных услуг жителям указанных домов.

В интересах жителей многоквартирных домов ООО «КомСрвисПлюс» 30 ноября 2007 года с ОАО «ТКС» заключен договор №2519 на поставку воды и отвод сточных вод. Указанный договор в силу ст.426 Гражданского кодекса РФ является публичным.

Пунктом 3.1 названного договора установлено, что учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома (общедомовым приборам учета). При отсутствии приборов учета, учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по договорным величинам, рассчитанным по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих в домах граждан, согласованным сторонами в Приложении № 1. По согласованию сторон договорная величина корректируется не чаще одного раза в квартал на основании данных МУП «ЕРЦ», предоставляемых Заказчиком.

Согласно абзаца 3 п.3.1 договора в случае отсутствия согласованной договорной величины в Приложении № 1 учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется в соответствии с пунктом 77 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, а именно: количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

25 апреля 2008 года ООО «КомСервисПлюс» составлен проект дополнительного соглашения к договору №2519 о включении в договор жилых домов по адресам г.Тамбов, ул.С-Ценского,28,28-а, который направлен ОАО «Тамбовские коммунальные системы» . Согласно условий дополнительного соглашения предлагалось включить в договор с 1.05.2008 г. условие:  «До установки приборов учета учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществлять по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих в домах граждан», как предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307.

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» не приняло предлагаемые условия, полагая, что отношения с управляющей организацией должны регулироваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, а не вышеуказанными Правилами.

Актом проведения  комиссионного обследования жилых домов, обслуживаемых ООО «КомСервисПлюс» были обследованы водопроводные вводы холодного и горячего водоснабжения домов . По результатам обследования ООО «КомСервисПлюс» было выдано предписание, согласно которого последнему необходимо установить приборы учета на холодное и горячее водоснабжение на вводах в жилые дома согласно Приложения №1 ( ул.Тулиновская, д.20-а, ул.Пензенская.1, С.Ценского,28, Ценского,28а) и приборы учета на горячее водоснабжение на вводах в жилые дома согласно Приложения №2 до 1 июля 2008 года. При невыполнении данного предписания объем водоснабжения , потребленного жилыми домами ОАО «ТКС» будет определяться в соответствии с п.77 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167.

Посчитав, что заявитель злоупотребил доминирующим положением, навязывая невыгодные условия договора, что является нарушением в области антимонопольного законодательства, ООО «КомСервисПлюс» обратилось с заявлением в антимонопольную службу по Тамбовской области.        

По результатам рассмотрения заявления, УФАС по Тамбовской области вынесены оспариваемые решение и  предписание.

Оценив оспариваемые ненормативные акты с учетом представленных доказательств, установленных фактических обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно приняв по внимание следующее.

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По договору управления многоквартирным домом  управляющая организация по заданию собственников обязуется предоставлять коммунальные услуги в соответствии с п.2 ч.3 ст.162 ЖК РФ.

При этом размер платы за коммунальные услуги , в силу ст.157 ЖК РФ рассчитывается исходя  из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показателям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу n А08-5751/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также