Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А14-13047/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2009 года                                         Дело № А14-13047/2008/433/28

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи                                               Михайловой Т.Л.,    судей: Осиповой М.Б.,

                                                                                               Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Осауленко Людмилы Анатольевны на решение арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 года по делу № А14-13047/2008/433/28 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже к индивидуальному предпринимателю Осауленко Людмиле Анатольевне о взыскании 184 руб. 80 коп. финансовых санкций,

при участии в судебном заседании:

от  заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,

от органа пенсионного фонда: Лебенко А.Г., ведущего специалиста-эксперта по доверенности № 01-24/28 от 19.01.2009 года,

                                                

                                                УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее – орган Пенсионного фонда, управление) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Осауленко Людмиле Анатольевне (далее – предприниматель Осауленко, Осауленко Л.А., заявитель апелляционной жалобы) с заявлением о взыскании 184 руб. 80 коп. финансовых санкций.

Решением арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 года заявленные требования удовлетворены частично: с индивидуального предпринимателя Осауленко  взыскано 50 руб. финансовых санкций по решению  управления № 910 от 13.05.2008 года и 2 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.

       

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель Осауленко обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 года и отказать управлению в удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы предприниматель Осауленко указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Ссылаясь на то, что ею  никогда не менялось место жительства (Воронежская область, Острогожский район, с. Коротояк), а также на то, что государственная регистрация лица, к которому органом Пенсионного фонда заявлено требование о взыскании финансовых санкций, произведена  по адресу: город Воронеж, проспект Труда, дом 24,   заявитель апелляционной жалобы утверждает, что она в качестве предпринимателя не регистрировалась и предпринимательской деятельности не осуществляла, следовательно, она  не является страхователем и привлечение ее к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 184 руб. 80 коп. за непредставление в орган пенсионного фонда  сведений по персонифицированному учету является незаконным.

Кроме того, в своей апелляционной жалобе Осауленко просит взыскать в ее пользу с органа Пенсионного фонда судебные издержки в сумме 5 000 руб. на оплату услуг адвоката и в сумме 1 000 руб. на уплату государственной пошлины.

Представитель органа Пенсионного фонда  возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители предпринимателя Осауленко, извещенной  о месте и времени судебного заседания надлежащим образом,  в судебное заседание не явились.  В материалах дела имеется заявление  Осауленко Л.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим  образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей органа Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить.

Как следует из материалов дела, Осауленко Людмила Анатольевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица  за основным государственным регистрационным номером 305366218500017 и 06.07.2005 года  поставлена на учет в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в качестве страхователя за  регистрационным номером 046032013044.

Должностным лицом управления Пенсионного фонда был установлен тот факт, что индивидуальным предпринимателем Осауленко в установленный срок (до 03.03.2008 года) не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда сведения за 2007 год, необходимые для персонифицированного учета, а именно: сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени, отчестве, а также копии платежных документов, о чем 09.04.2008 года был составлен акт № 655.

По результатам рассмотрения акта заместителем начальника управления 13.05.2008 года принято решение № 910 о привлечении Осауленко Л.А. к ответственности за нарушение пункта 5 статьи 11  Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 184 руб. 80 коп.

Требованием № 4998 от 13.05.2008 года управление предложило предпринимателю Осауленко в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 02.06.2008 года.

Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, Осауленко Л.А. уплачена не была, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.

Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предпринимателем Осауленко допущено вменяемое ей нарушение, в связи с чем удовлетворил требования органа Пенсионного фонда о взыскании штрафа. Вместе с тем, учитывая, что правонарушение совершено не умышленно, впервые,  и что в результате его совершения не причинено ущерба бюджету, суд снизил размер штрафа до 50 руб., применив положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации о смягчении налоговой  ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в соответствующей  редакции) страхователи, под которыми понимаются   юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязаны  ежегодно представлять в орган пенсионного фонда  по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для  персонифицированного учета.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пунктов 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет органу пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Статьей 19 Федерального закона № 27-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации утверждать инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Территориальный орган Пенсионного фонда сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включаются в лицевой счет застрахованного лица.

При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся, в том числе, физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», указано также в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 года № 105.

Из содержания приведенных норм следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - застрахованные лица, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели.

Проверкой управления Пенсионного фонда установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель Осауленко не представила в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения о себе за 2007 года, предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ, а именно: сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени, отчестве, а также копии платежных документов, в связи с чем суд первой инстанции сделал обоснованный  вывод о совершении ею правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, при рассмотрении  спора о взыскании санкции за допущенное нарушение судом области не учтено следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 19.07.2007 года) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений,    регулируемых    законодательством    о    налогах    и    сборах, следовательно, в силу статей 31, 82 Налогового кодекса органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов, а привлечение страхователя к ответственности осуществляется ими в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Порядок проведения налогового контроля и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях установлен главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговый контроль».

При этом дела о налоговых правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса), рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А64-2731/08-14. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также