Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А47-12387/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5326/2015

г. Челябинск

 

29 июня 2015 года

Дело № А47-12387/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской  области от 19 марта 2015г. по делу №А47-12387/2014 (судья Александров А.А.).

В судебном заседании приняли участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга Муртазина Т.С. (доверенность №5 от 02.02.2015).

Общество с ограниченной ответственностью «Компания ЮКОН» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «Компания ЮКОН») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с  заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга) о признании недействительным решения №16348 от 21.08.2014 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2015 (резолютивная часть от 11.02.2015) заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга № 16348 от 21.08.2014 о привлечении ООО «Компания ЮКОН» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: пункта 1 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 493 147 рублей, а также соответствующей суммы пени по земельному налогу; пункта 2 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 98 630 рублей. Суд обязал налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением действующего законодательства, ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения в пользу налогоплательщика требования в отношении доначислении земельного налога за 2013 год в сумме 493 147 рублей, соответствующей сумме пени по земельному налогу и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 98 630 рублей, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п) относится к комплексным нормативным актам законодательства, в связи с чем в части регулирования налоговых правоотношений вступает в силу по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и, в частности, положениями статьи 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При этом налоговый орган считает, что Постановление № 1122-п не относится к актам, улучшающим положение налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков, в связи с чем положения абзаца 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ в данном случае неприменимы.

Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ООО «Компания ЮКОН» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отсутствие возражения лица, участвующего в деле, проверка законности и обоснованности решения суда производится только в обжалуемой подателем апелляционной жалобы части (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36                             «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обществу с 21.08.2007 принадлежит 100% долей в праве на  земельный участок с кадастровым номером 56:44:250001:1, расположенным по адресу г. Оренбург, ул. Беляевская, 22.

Обществом 03.02.2014 в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:250001:1 указана в соответствии с Постановлением № 1122-п в размере 331 532 656 рублей, сумма исчисленного земельного налога составляет 4 479 843 рублей.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2013 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка на 493 147 рублей в связи с ошибочным применением кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению №1122-п.

По указанному основанию налоговым органом доначислен земельный налог в сумме 493 147 рублей.

Обществом 06.03.2014 представлена первая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013г., согласно которой налог к уплате исчислен в сумме 1 440 171 рублей. Обществом пересчитан земельный налог за 2013г. В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу № 8233/2013, которым установлена кадастровая стоимость по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0250001:1 – 96 011 421 рублей равной его рыночной стоимости.

В связи с чем инспекция продолжила проведение налоговой проверки, исходя из данных уточненной налоговой декларации и пришел к выводу о занижении обществом налога на 3 532 819 рублей.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных возражений налоговым органом 21.08.2014 вынесено решение № 16348 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в размере 3 532 819 рублей и начислен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в размере 706 564 рубля.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 21.10.2014 № 16-15/12628, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено.

Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта  недействительным.

Удовлетворяя требований общества частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением № 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются ошибочными, не соответствуют действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку решение суда обжалуется инспекцией в части, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт по эпизоду о доначислении по данным первичной налоговой декларации земельного налога в сумме 493 147 рублей и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 98 630 рублей соответственно в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка за 2013 год в связи с ошибочным применением кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению №1122-п.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 НК РФ: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила № 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил № 316).

Согласно пунктам 9-10 указанных Правил № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в соответствии с которым

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А07-4014/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также