Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А76-24128/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-3424/2015, 18АП-3427/2015 г. Челябинск
20 апреля 2015 года Дело № А76-24128/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015г. Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2015г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница» и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2015 по делу №А76-24128/2014 (судья Попова Т.В.). В судебном заседании приняли участие представители: Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница» – Харин А.А. (доверенность №10 от 13.04.2015); Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области – Яковлева Е.А. (доверенность №22 от 12.01.2015), Тимчук Н.Н. (доверенность №38 от 11.02.2015), Богораднова Г.В. (доверенность №13 от 12.01.2015). Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Увельская центральная районная больница» (далее – заявитель, МБУЗ «Увельская ЦРБ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее – ТФОМС Челябинской области, заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными акта плановой комплексной проверки МБУЗ «Увельская ЦРБ» по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 27.06.2014 в части возврата в бюджет ТФОМС Челябинской области средств в сумме 1164668,61 руб., а также в части штрафа за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 116466,8 руб. (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2015 (резолютивная часть решения объявлена 11.02.2015) требования заявителя удовлетворены частично, признан акт от 27.06.2014 в части п.1 о возврате (восстановлении) в бюджет средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальных программ обязательного медицинского страхования в сумме 69500 руб. и в части п.3 об уплате штрафа за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 111466,86 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Также судом с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины 2000 руб. и заявителю возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в размере 22920,74 руб. МБУЗ «Увельская ЦРБ» не согласилось с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспоренного акта о возврате в бюджет нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 759594,71 руб. и обжаловало его в этой части в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность оспоренного акта в указанной части. Обращает внимание на то, что приказ о проведении проверки от 27.05.2014 №454 издан с нарушением нормативных требований, так как проверка проведена позже установленного срока (через три года после предыдущей проверки при установленной периодичности – один раз в два года). Также полагает, что выявленные нарушения в части оплаты услуг по проведению анализов аутопсии в 2011 году (стоимость 9400 руб.) и уплаты налога на имущество в 4 квартале 2011 года и в 2012 году (463408 руб.) находятся за пределами нормативно установленных сроков проведения проверки. Приобретение в 2012 году за счет средств Фонда оборудования (телевизора со спутниковым комплектом и снегоуборщика) на сумму 49355 руб., по мнению заявителя, является целевым использованием денежных средств. Также заявитель считает правомерным выплату за счет средств Фонда заработной платы дезинфектору в сумме 237431,71 руб., так как этим лицом осуществлялась дезинфекция имущества, используемого для оказания медицинской помощи. ТФОМС Челябинской области также не согласился с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным оспоренного акта в части штрафа в сумме 111466,86 руб. и обжаловал решение в этой части в апелляционном порядке. В обоснование жалобы Фонд ссылается на соответствие акта проверки нормативным требованиям. Обращает внимание на то, что актом первоначально начислен штраф в сумме 140043,19 руб., а в дальнейшем в связи с принятием Фондом возражений заявителя, размер штрафа снижен до 126860 руб., что отражено в ответе на возражения от 09.07.2014. Произведенное судом первой инстанции снижение штрафа до 5000 руб. полагает незаконным, так как заявитель, оспаривая акт в части взыскания штрафа в сумме 116466,8 руб., о снижении суммы штрафа не заявлял. Также обращает внимание на неприменимость к рассматриваемым правоотношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации о возможности снижения размера штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, и считает, что указанные судом обстоятельства не относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность. Полагает размер примененного штрафа справедливым и соразмерным допущенным нарушениям. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Фонда, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалованной заинтересованным лицом части. Представители заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции в обжалованной заявителем части законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы Фонда поддержали. Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется заявителем лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспоренного акта о возврате в бюджет нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 759594,71 руб., а Фондом – в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным оспоренного акта в части штрафа в сумме 111466,86 руб., и возражений против пересмотра судебного акта лишь в обжалованных частях от участвующих в деле лиц не поступило, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) решение суда проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности исключительно в указанных обжалованных частях. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части не подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, МБУЗ «Увельская ЦРБ» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.1999, имеет основной государственный регистрационный номер 1027401923988 и состоит на учете в качестве страхователя в ТФОМС Челябинской области. На основании приказа руководителя ТФОМС по Челябинской области от 27.05.2014 №454 сотрудниками Фонда проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования заявителем средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.03.2014. Результаты проверки отражены в Акте от 27.06.2014 (т.1 л.д.28-57). Акт содержит выводы о допущенных заявителем нарушениях. В частности, актом зафиксировано нецелевое расходование заявителем средств Фонда в сумме 1400431,93 руб., в том числе – в 2011 году – 79256,08 руб., в 2012 году – 607930 руб., в 2013 году – 659057 руб., в 1 квартале 2014 года – 54188,85 руб. В акте отражены рекомендации о недопущении нарушений, а также требование о восстановлении в бюджет Фонда указанных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления этого требования. Заявителем представлялись возражения на акт проверки (т.1 л.д.58-66), по результатам рассмотрения которых Фондом в адрес заявителя направлено письмо от 09.07.2014, содержащее предложение возвратить использованные не по целевому назначению денежные средства Фонда в сумме 1268608,61 руб. и уплатить штраф в сумме 126860,86 руб. (т.1 л.д.74). Не согласившись частично с указанным выше актом проверки, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности предложения возвратить в бюджет средства Фонда в сумме 69500 руб., затраченных заявителем на приобретение кроватей. Также суд первой инстанции посчитал возможным удовлетворить заявленные требования о признании недействительным акта проверки в части начисления штрафа в указанной заявителем сумме, исходя из необходимости уменьшения штрафа ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Требования заявителя в остальной части признаны судом первой инстанции необоснованными. Решение суда первой инстанции в части признания недействительным акта проверки в части предложения возвратить в бюджет Фонда 69500 руб., а также в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным оспоренного акта в части предложения возвратить в бюджет Фонда средств в сумме 335573,9 руб. (270573,9 руб. – затраченных в 2013 году на покупку аллергена туберкулезного; 65000 руб. – затраченных в 2013 году на приобретение вакцины антирабической) сторонами не обжалуется, и судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности не проверяется. Оценивая решение суда первой инстанции в обжалованной части, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим. Заявителем оспаривается акт проверки (с учетом изменений, внесенных в него письмом от 09.07.2014), содержащий в себе требование о возврате заявителем использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а потому имеющий признаки ненормативного правового акта. Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу положений ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт. В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (п.2 ст.163 БК РФ). Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п.1 ст.306.4 БК РФ). Пунктом 1 статьи 3 Закона №326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с п.9 ст.39 Закона №326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А07-20409/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|