Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А07-11419/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-391/2015 г. Челябинск
31 марта 2015 года Дело № А07-11419/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015. Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия «Табигат» Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2014 по делу №А07-11419/2014 (судья Боброва С.А.). В судебном заседании приняли участие представители: государственного унитарного предприятия «Табигат» Республики Башкортостан – Сирбаев А.З. (доверенность №2 от 12.01.2015); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Галиуллин Т.В. (доверенность №10 от 14.01.2015); общества с ограниченной ответственностью «Вториндустрия» - Габидуллин Р.В. (доверенность от 27.03.2015). Государственное унитарное предприятие «Табигат» Республики Башкортостан (далее – заявитель, ГУП «Табигат» РБ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по РБ, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 22.05.2014 по делу по делу №А-272/10-13 и выданное на основании него предписание от 22.05.2014 №93-А-272/10-14. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Экотехнологии» (далее – ООО «Экотехнологии»), общество с ограниченной ответственностью «Вториндустрия» (далее – ООО «Вториндустрия») и Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 26.11.2014) в удовлетворении требований заявителя отказано. Также судом возвращена заявителю из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб. ГУП «Табигат» РБ не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает оспоренные ненормативные акты не соответствующими закону. Указывает на отсутствие в его действиях нарушения требований п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ). В частности, обращает внимание на то, что протокол разногласий к договору составлялся не предприятием, а ООО «Экотехнологии» по итогам рассмотрения направленного этому лицу заявителем договора. Ссылается на то, что для случаев размещения на полигоне несортированных неоднородных отходов разработан адаптированный коэффициент, определенный после проведенных в 2012 году мероприятий по натурным замерам фактических объема и веса твердых бытовых отходов (ТБО), материалы по которым представлены в УФАС по РБ. Помимо этого указывает на допущенные процедурные нарушения: заявитель не получал определение о продлении рассмотрения дела и при ознакомлении с делом в УФАС по РБ этого определения не имелось; нарушен срок направления заявителю приказа от 30.12.2013 №605; представленные антимонопольным органом в суд материалы антимонопольного дела не содержат части доказательств, имевшихся в деле на момент ознакомления с ним заявителем; заявитель заявлял о фальсификации доказательств, представленных УФАС по РБ в опровержение доводов предприятия о неразмещении копий определения на сайте УФАС по РБ (фото страниц сайта), а также протоколов заседаний комиссии УФАС по РБ, заполненных одним лицом, отсутствовавшим на заседании комиссии 10.04.2014, однако, судом это заявление необоснованно отклонено. Также считает, что оспоренное предписание является неисполнимым, поскольку договор, в которые предложено внести изменения, уже не действовал и полигон для размещения отходов передан заявителем в аренду. Представитель ГУП «Табигат» РБ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель ООО «Вториндустрия» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на необоснованность решения суда первой инстанции. Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ГУП «Табигат» РБ зарегистрировано в качестве юридического лица 21.11.2003 за основным государственным регистрационным номером 1030203893202 и владеет на праве хозяйственного ведения (на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 14.08.2013 №785-р) полигоном для размещения отходов г. Стерлитамак. 27.02.2013 между ГУП «Табигат» РБ (исполнитель) и ООО «Экотехнологии» (осуществляющим деятельность по сортировке отходов и последующей передаче их на захоронение) (заказчик) заключен договор №Т2013-152 на услуги по захоронению отходов производства и потребления на указанном полигоне. Пунктом 3.1.1 этого договора установлено, что стоимость утилизации (захоронения) одного кубического метра отходов устанавливается Государственным Комитетом по тарифам по Республике Башкортостан для полигона ГУП «Табигат» РБ в городе Стерлитамак на 2013 год. В соответствии с пунктом 3.1.2 этого договора, фактический объем принятых на полигон отходов определяется как разница между массой поступившего транспортного средства с отходами и массой порожнего транспортного средства, деленная на плотность отходов в неуплотненном состоянии, установленную ГУП «Табигат» РБ для города Стерлитамак. 27.02.2013 сторонами указанной сделки подписан протокол разногласий к договору №Т 2013-152 от 27.02.2013, в соответствии с которым пункт 3.1.2 договора изложен в следующей редакции: фактический объем принятых на полигон отходов определяется как разница между массой поступившего транспортного средства с отходами и массой порожнего транспортного средства, деленная на коэффициент плотности отходов 0,136 тонн на кубический метр. ООО «Экотехнологии» обратилось в УФАС по РБ с жалобой на действия ГУП «Табигат» РБ, указав на навязывание этим лицом невыгодных условий договора путем понуждения к заключению протокола разногласий от 27.02.2013 под угрозой отказа от заключения договора. В связи с наличием в действиях ГУП «Табигат» РБ признаков нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ УФАС по РБ в порядке ч.1 ст.39.1 Закона №135-ФЗ направило в адрес предприятия предупреждение от 07.11.2013 №36 о прекращении таких действий, устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения и о принятии мер по устранению последствий нарушения путем внесения изменений в договор от 27.02.2013 №Т2013-152 в части расчета объема принятых на полигон отходов. Непринятие предприятием мер по исполнению предупреждения послужило основанием для возбуждения УФАС по РБ в отношении ГУП «Табигат» РБ по заявлению ООО «Экотехнологии» дела №А-257/10-12 по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ (приказ от 30.12.2013 №605). По итогам рассмотрения этого дела антимонопольным органом принято решение от 22.05.2014 (резолютивная часть решения объявлена 07.05.2014), которым ГУП «Табигат» РБ признано нарушающим п.3 ч.1 ст.10 закона №135-ФЗ (п.1 решения) и решено выдать заявителю предписание о прекращении нарушения (п.2 решения). На основании указанного решения заявителю выдано предписание №93-А-272/10-14 от 22.05.2014, которым предписано в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить выявленные нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ (п.1 предписания), совершить действия по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, выраженного в применении невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и прямо не предусмотренные действующим законодательством) условий договора, относительно применения коэффициентов перевода весовых величин в объемные, применяемых при расчете платы ха услугу по захоронению ТБО на полигоне «Табигат» (п.2 предписания), о выполнении предписания сообщить в УФАС по РБ не позднее пяти дней со дня его выполнения (п.3 предписания). Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренных ненормативных правовых актов. Вывод суда является обоснованным. Так, в соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу статьи части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст.3 Закон №135-ФЗ, положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции. Согласно ч.1 ст.23 Закона №135-ФЗ, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в этом Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям. Статья 52 Закона №135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа. Согласно п.3 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе – навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.п.4, 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона №135-ФЗ, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует учитывать положения ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.10, ч.1 ст.13 Закона №135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Пунктом 2 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 9 Закона №135-ФЗ предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А47-9606/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|