Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А47-26/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13891/2014

г. Челябинск

 

15 декабря 2014 года

Дело № А47-26/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Толкунова В.М., Арямова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 октября 2014 года по делу № А47-26/2014 (судья Сердюк Т.В.).

В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" Шанкин В.А. (доверенность от 01.09.2014 № 177-юр).

Открытое акционерное общество "Шильдинский элеватор" (далее – заявитель, ОАО "Шильдинский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС России по Оренбургской области, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 27.09.2013 по делу № 07-16-11/2013 (с учетом уточнения заявленных требований).

Определением от 11.02.2014 заявление ОАО "Шильдинский элеватор" было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области, с присвоением делу номера А47-26/2014.

Открытое акционерное общество "Шильдинский элеватор" также обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по делу № 07-19-17/2013 (далее - постановление о наложении административного штрафа, постановление от 28.02.2014 № 07-19/2013).

Определением от 28.03.2014 заявление ОАО "Шильдинский элеватор" было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области, с присвоением делу номера А47-2567/2014.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2014 дела № А47-26/2014 и А47-2567/2014 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А47-26/2014.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Шильдинский элеватор" отказано, однако, размер административного штрафа изменен с 562 500 руб., на 100 000 руб., исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П.

В апелляционной жалобе общество проси отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на следующее: 1) арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения не дал оценку доводам заявителя о том, что антимонопольный орган не доказал соответствие цены на отгрузку и отправку зерна государственного интервенционного фонда, обоим критериям монопольной цены товара, содержащимся в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции); 2) арбитражным судом первой инстанции не принята во внимание норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 6 Закона о защите конкуренции, так как в рассматриваемой ситуации, отсутствие критерия сопоставимого рынка привело к тому, что монопольно высокая цена определялась на основании затратного метода, т.е. сопоставления себестоимости товара (услуги) и цены, - что не означает определение справедливой цены антимонопольным органом, по своему усмотрению. В данном случае арбитражный суд первой инстанции счел правомерным использование только одного критерия монопольно высокой цены и на основании этого пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа; 3) арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то, что ОАО "Шильдинский элеватор", в качестве грузоотправителя и экспедитора зерна инвентаризационного фонда, привлекало иное юридическое лицо, - что является прямым подтверждением того, что рынок услуг по отправке зерна государственного интервенционного фонда с ОАО "Шильдинский элеватор" не является монополизированным, и на данный рынок открыт доступ других хозяйствующих субъектов. Таким образом, вывод УФАС России по Оренбургской области о монополизации рынка оказания услуг по отправке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда, и в отсутствие сопоставимого рынка и конкурентной среды, с которой можно было бы сравнить цены ОАО "Шильдинский элеватор", является неверным и не соответствует закону.                

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

УФАС России по Оренбургской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило.

С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей антимонопольного органа.        

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности вынесенных антимонопольным органом решения и постановления.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности по Оренбургской области (далее - УФСБ России по Оренбургской области) от 18.12.2012 № 17758 (т. 1, л.д. 90), в котором сообщалось о необходимости проведения проверки соблюдения законодательства в области установления единственным исполнителем цен на отгрузку зерна - открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор", по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Антимонопольным органом 20.03.2013 издан приказ № 38 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л.д. 120), - которым возбуждено дело № 07-16-11/2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по хранению, приемке и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в географических границах рынка на территории расположения ОАО "Шильдинский элеватор", путем установления монопольно высокой цены на услуги по отгрузке и отправке зерна.

Определением антимонопольного органа от 29.03.2013 (т. 1, л.д. 121 - 123) дело о нарушении антимонопольного законодательства № 07-16-11/2013 было назначено к рассмотрению; к участию в деле в качестве заявителя привлечено УФСБ России по Оренбургской области, в качестве ответчика - ОАО "Шильдинский элеватор", в качестве заинтересованного лица - открытое акционерное общество "Объединенная зерновая компания" (далее - ОАО "ОЗК").           

В последующем, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, поступило обращение открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания" от 09.04.2013 № 02-13/4041, в котором сообщалось о том, что данным юридическим лицом получена информация о возможных нарушениях со стороны ОАО "Шильдинский элеватор", действующего законодательства в сфере антимонопольного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Так, в обращении содержалась информация о том, что в ОАО "Шильдинский элеватор" на хранении находится 116 199 тонн интервенционного зерна открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания". В настоящее время государством принято решение о реализации данных объемов, в связи с чем. хранителю необходимо оплатить услуги по отгрузке и отправке зерна железнодорожным транспортом. Стоимость данных услуг установлена ОАО "Шильдинский элеватор" в размере 717 руб. 49 коп. за каждую отгруженную тонну. Вместе с тем, анализ цен в данной сфере деятельности, как в Оренбургской области, так и в соседних регионах показал, что средняя стоимость услуг по отгрузке зерна с элеватора, с учетом вида транспорта, составляет порядка 340 рублей за тонну, что в 2,1 раза меньше цены, обозначенной ОАО "Шильдинский элеватор". В результате необоснованного завышения цен хранитель получит дополнительный доход более 40 млн. рублей (т. 3, л.д. 2).

К указанному обращению прилагалась копия договора от 13.12.2012 № 726, заключенного между открытым акционерным обществом "Объединенная зерновая компания" (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель принимал на себя обязанности по оказанию заказчику услуг по погрузке, сертификации и отправке зерна интервенционного фонда, а также принимал на себя обязанности по совершению по поручению и за счет заказчика, но от своего имени, предусмотренные настоящим договором действия, направленные на осуществление погрузки и отправки товара железнодорожным транспортом по заявкам заказчика в адрес грузополучателя; со своей стороны, заказчик принимал на себя обязательства оплатить услуги и действия исполнителя по цене и в порядке, предусмотренным настоящим договором (т. 3, л.д. 3 - 6).

Пунктом 3.2 данного договора определена стоимость услуг исполнителя в размере 717 руб. 49 коп. за каждую отгруженную тонну, с учетом 18 % налога на добавленную стоимость. В соответствующую стоимость услуг исполнителя при этом включались следующие расходы: по отправке товара до момента сдачи вагонов по железной дороге на станции отправления, включая стоимость ЗПУ; расходы по оплате обязательных сборов и платежей на железнодорожной станции отправления (подача-уборка вагонов, маневровые работы и другие расходы на станции отправления); транспортные расходы по доставке документов таможенному брокеру для оформления таможенных документов; стоимость услуг третьих лиц, привлекаемых исполнителем к выполнению работ по сертификации товара.

Письмом от 02.05.2013 № 4457 антимонопольный орган уведомил открытое акционерное общество "Объединенная зерновая компания" о том, что его обращение будет рассмотрено в рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 3, л.д. 7, 8).

Определением антимонопольного органа от 11.04.2013 (т. 2, л.д. 9 - 12) из числа заявителей исключено УФСБ России по Оренбургской области.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 27.09.2013 вынесено решение по делу № 07-16-11/2013 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 4, л.д. 269 - 276), которым:

1. ОАО "Шильдинский элеватор" признано нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

2. Решено выдать ОАО "Шильдинский элеватор" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 30 ноября 2013 года:

2.1 пересчитать калькуляцию стоимости услуг по отгрузке и отправке зерна приобретенного из запасов интервенционного фонда, с учетом выявленных в настоящем решении нарушений;

2.2 установить экономически обоснованную цену на отгрузку 1 тонны зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом для включения в договоры хранения, возмездного оказания услуг со всеми заказчиками указанной услуги;

2.3 направить контрагентам предложения о заключении дополнительных соглашений к действующим договорам на услуги хранения, приемки и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в части изменения стоимости услуг отгрузки и отправки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в сторону уменьшения по вновь установленной стоимости услуг;

3. Выдать ОАО "Шильдинский элеватор" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 871 300 руб.;

4. Передать материалы дела № 07-16-11/2013 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Антимонопольным органом обществу 27.09.2013 выданы предписания, а именно:

- предписание от 27.09.2013 исх. № 10384  (т. 4, л.д. 278), которым заявителю предписано:

1. Прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 30 ноября 2013 года:

1.1 пересчитать калькуляцию стоимости услуг по отгрузке и отправке приобретенного из запасов интервенционного фонда, с учетом выявленных в настоящем решении (от 27.09.2013 по делу № 07-16-11/2013) нарушений;

1.2 установить экономически обоснованную цену на отгрузку 1 тонны зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом для включения в договоры хранения, возмездного оказания услуг со всеми заказчиками указанной услуги;

1.3 направить контрагентам предложения о заключении дополнительных соглашений к действующим договорам на услуги хранения, приемки и отгрузки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в части изменения стоимости услуги и отправки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в сторону уменьшения по вновь установленной стоимости услуг;     

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России не позднее семи дней со дня его выполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение;  

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А07-12510/2014. Отменить решение, Прекратить производство по делу (п.3 ст.269 АПК)  »
Читайте также