Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А76-5200/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-10692/2014, 18АП-10692/2014 г. Челябинск
01 декабря 2014 года Дело № А76-5200/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 г. Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Арямова А.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Неплюевское" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 июня 2014 года по делу № А76-5200/2014 (судья Белый А.В.). В заседании приняли участие представители: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области - Черепанов Е.С. (доверенность от 09.01.2014 № 5), общества с ограниченной ответственностью "Неплюевское" - Лифановская И.В. (доверенность от 02.08.2014). Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области (далее – заявитель, налоговый орган, МИФНС России № 19 по Челябинской области) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Неплюевское" (далее – заинтересованное лицо, налоговый агент, ООО СП "Неплюевское", общество должник) 2 337 610 руб. 66 коп., в том числе 2 133 019 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц и 204 591 руб. 66 коп. пеней. Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.06.2014 по настоящему делу требования, заявленные налоговым органом, удовлетворены. В апелляционной жалобе ООО СП "Неплюевское" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что, поскольку 24.04.2012 определением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-1037/2012 в отношении ООО СП "Неплюевское" была введена процедура наблюдения, а, решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2012 по делу № А76-1037/2012 ООО СП "Неплюевское" было признано банкротом, с открытием в отношении него процедуры конкурсного производства, - то в данном случае, с учетом положений ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ), и правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона о банкротстве. В последующем обществом с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Неплюевское" представлялись письменные пояснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых доводы апелляционной жалобы уточнены и в итоге, помимо изложенного ранее, заключаются в следующем: 1) налоговым органом не доказаны, как размер, так и сам факт образования у ООО СП "Неплюевское" задолженности по удержанному, но не перечисленному в бюджет, налогу на доходы физических лиц. Так, исходя из данных расчетно-платежных ведомостей по каждому подразделению ООО СП "Неплюевское", у общества на начало и на окончание каждого расчетного периода имелась задолженность по заработной плате, заработная плата выплачивалась, как в денежной, так и в натуральной форме. При этом из содержания решения налогового органа не представляется возможным установить, учитывались ли, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области обособленно от прочих выплат по оплате труда, авансы, а также суммы отпускных, подлежащие включению в выплаченные доходы только при окончательном расчете за соответствующий месяц, вычеты по НДФЛ и их размеры, ставки налога. Документально не обоснован размер фактически удержанного, но не перечисленного налоговым агентом налога на доходы физических лиц. Аналитические и сводные сведения о правомерно предоставленных вычетах, не обложенных НДФЛ, в решении налогового органа не приведены, не обобщены и не использованы при определении суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет; 2) представленные налоговым органом в подтверждение факта удержания ООО СП "Неплюевское" НДФЛ из выплаченных физическим лицам доходов, расчетно-платежные ведомости, не подтверждают факт выплаты дохода и удержания НДФЛ, поскольку, в нарушение условий постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, расчетно-платежные ведомости формы № Т-49, не содержат подписей лиц, получивших денежные средства, а также не содержат подписей руководителя и бухгалтера организации. В томе 4 материалов выездной налоговой проверки содержатся листы главной книги за 2010 год, из которой следует, что задолженность по заработной плате увеличивалась каждый месяц (обороты по кредиты счета 70), а, выплаты в размере 20 000 руб. и 30 000 руб. произведены только в марте и апреле 2010 года (обороты по дебету счета 20). В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО СП "Неплюевское" дополнительно указано на то, что в решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, содержатся противоречия, также свидетельствующие о том, что сумма НДФЛ не определена в реальности Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области. Так, на странице 4 вынесенного налоговым органом 29.06.2012 решения № 46 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения приведены установленные налоговым органом данные о том, что на оплату труда с расчетного счета ООО СП "Неплюевское" в 2010 году снята сумма 1 870 000 руб. В последующие временные периоды (2011, 2012 год в проверенной части) суммы на оплату труда, с расчетного счета обществом не снимались. Представителем налогового органа пояснено, что решение арбитражного суда первой инстанции являются законным и обоснованным и отмене не подлежит. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы (с учетом письменных пояснений в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, в связи со следующим. Имеющиеся в материалах дела № А76-5200/2014 Арбитражного суда Челябинской области свидетельствуют о том, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области 29.06.2012 было вынесено решение № 46 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 28 – 33) (далее – решение от 29.06.2012 № 46), которым общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Неплюевское" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) (с учетом применения положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ), штрафам в сумме 731 918 руб. 20 коп. Также обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Неплюевское" на основании ст. 75 НК РФ, как налоговому агенту, начислены пени по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), составившие в общей сумме 204 591 руб. 66 коп., и предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 2 133 019 руб. Налоговым органом налоговому агенту выставлено требование № 8257 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 08.08.2012 (т. 1, л.д. 9, 10) в пределах сумм, указанных в решении от 29.06.2012 № 46, направленное заинтересованному лицу 13.08.2012 (т. 1, л.д. 11, 12). Налоговым органом к расчетному счету ООО СП «Неплюевское» 09.10.2012 выставлялись инкассовые поручения №№ 23697, 23696, 23695 (т. 1, л.д. 19 – 21) на суммы НДФЛ, пеней и штрафа. В последующем, 04.03.2014 МИФНС России № 19 по Челябинской области были вынесены решение № 1239 и постановление № 1216 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (т. 1, л.д. 16, 14), а, 06.03.2014 (т. 1, л.д. 36) налоговый орган обратился в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением. Арбитражный суд первой инстанции на основании представленных налоговым органом в материалы дела № А76-5200/2014 Арбитражного суда Челябинской области, посчитал, что данные документы являются достаточными для удовлетворения требований, заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области. Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее. В силу условий части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212 АПК РФ). Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В силу условий ч. 5 ст. 215 АПК РФ, в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе. В соответствии с ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Таким образом, исходя из нормы, закрепленной в ч. 6 ст. 215 АПК РФ, арбитражный суд, рассматривающий соответствующий спор, не связан доводами заинтересованного лица относительно требований заявителя, а, в силу нормы, закрепленной в ч. 5 ст. 215 АПК РФ, арбитражный суд, рассматривающий соответствующий спор, должен проявить инициативу по обеспечению наличия в материалах дела доказательств, необходимых для рассмотрения спора по существу. Проведение выездной налоговой проверки и подведение ее итогов, между тем, представляет собою, сложную многоступенчатую процедуру (ст. ст. 87, 89, 93, 93.1, 100, 100.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем, предопределяет необходимость получения в материалы дела в целях рассмотрения спора о взыскании налоговой задолженности и начисленных на нее пеней, всех документов, касающихся проведения мероприятий налогового контроля, в целях достижения условий ч. ч. 4 - 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, в материалах дела № А76-5200/2014 Арбитражного суда Челябинской области, не содержалось, ни акта выездной налоговой проверки, ни приложений к акту выездной налоговой проверки, ни документов, подтверждающих соблюдение налоговым органом процессуальных норм при проведении выездной налоговой проверки, и при рассмотрении ее материалов, ни расчета пеней. Данные документы были запрошены у налогового органа арбитражным апелляционным судом, в силу прямого указания ч. 5 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - и представлены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области в материалы дела № А76-5200/2014 Арбитражного суда Челябинской области в объеме, необходимом для рассмотрения спора по существу. В данном случае, при рассмотрении настоящего спора надлежит прежде всего, учитывать следующее. Определением от 01.03.2012 к производству Арбитражного суда Челябинской области было принято заявление уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) ООО СП "Неплюевское" (дело № А76-1037/2012 Арбитражного суда Челябинской области). Определением от 24.04.2012 по делу № А76-1037/2012 Арбитражного суда Челябинской области в отношении ООО СП "Неплюевское" была введена процедура наблюдения; решением от 22.10.2012 по настоящему делу ООО СП "Неплюевское" признано несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него процедуры конкурсного производства. Пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25), при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее. Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А76-8212/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|