Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу n 18АП-601/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/аА76-16361/2006 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Челябинск 23 января 2007 г. Дело № 18АП-601/2006 Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 г. Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2007 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., судей Башариной Л.Ф., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем Шафигиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога», Оренбургское отделение на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2006 по делу № А76-16361/2006-9-491 (судья Скрыль С.М.), при участии: от истца - Никитина С.В. (доверенность от 19.06.2006), от ответчика - Хазиповой Г.В. (доверенность от 07.09.2006), Данилиной П.В. (доверенность от 09.01.2007), Михеевой М.С. (доверенность от 02.10.2006), Никитиной Л.А. (доверенность от 02.10.2006), УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Реальное управление бизнесом и инвестициями» (далее ООО «Рубин») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога», Оренбургское отделение (далее ОАО «РЖД») о взыскании штрафа за задержку вагонов в размере 19 701 120 руб. за период с 20.04.2004 - 10.02.2006. В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика штраф в размере 18 003 432 руб. за период 20.04.2004 15.12.2005 (т. 2 л.д. 51-54). Решением от 31.10.2006 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме. В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 168 АПК РФ суд ошибочно посчитал установленными имеющие значение для дела обстоятельства, которые истцом не были доказаны; неправильно истолковал положения ч. 2 ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и применил норму права, не подлежащую применению (п.2.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18.06.2003); неверно определил момент исчисления срока исковой давности, который пропущен истцом; допустил несоответствие взысканного штрафа размеру уточненного иска. В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и дополнительно указал на то, что суд ошибочно определил статус вагонов-думпкаров как транспортных средств после таможенного оформления; вывод суда о двойственной природе правоотношений сторон в данном случае не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела; вывод о наличии заключенного в установленном порядке договора на подачу и уборку вагонов в связи оплатой денежных средств по квитанции разных сборов на основании ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на неправильном толковании закона, сделан без учета особенностей транспортного законодательства; перевозчик не является стороной по договору об оказании услуг по подаче, стоянке и уборке вагонов от 25.03.2004 № 65-27, в связи с чем возложение на него обязанностей по данному договору неправомерно. Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает на то, что договор между истцом и ответчиком заключен по смыслу ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с уплатой ответчиком сбора за услуги железнодорожного транспорта; вагоны-думпкары имели лишь временный статус «груза на своих осях», что не лишало собственника использовать их в качестве подвижного состава, и, соответственно, применение штрафа, установленного ст. 100 УЖТ РФ, в данном случае законно и обоснованно; суд верно исчислил срок исковой давности; правильно истолковал положения ч. 2 ст. 100 УЖТ РФ. Проверив в порядке ст. 266, 268 материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, в 2003 году из Республики Узбекистан в адрес ООО «Рубин» (грузополучателя) были направлены вагоны (думпкары) в количестве 31 шт., которые в железнодорожных накладных № 884017, №825714, №642314, №642315, № 642375, № 0001661 и № 83345509 были указаны как «думпкары на собственных осях» (л.д.10-18). По указанию таможенных органов груз был размещен на подъездных путях дистанции погрузочно-разгрузочных работ «МЧ-6» ст. Орск Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги, выполнявших функцию склада временного хранения для грузов, не прошедших таможенное оформление. В связи с уточнением адреса получателя (в период с декабря 2003 по март 2004) и таможенного оформления (март-апрель 2004г.) вагоны находились на указанных путях перевозчика. Данный «груз на осях» документально был принят грузополучателем (истцом) лишь 11.03.2004 после окончания таможенного оформления и частичного внесения необходимых платежей, о чем имеются отметки в актах общей формы должностными лицами перевозчика (т.1 л.д. 19-26). 25.03.2004 между грузополучателем (истцом) и ОАО «ОЗТП -Сармат» (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) был подписан договор, согласно которому последний обязывался на возмездной основе принять с ж.д. путей общего пользования на свои пути с помощью собственного локомотива вагоны заказчика типа «самосвал (думпкар)» в количестве 31 шт. и возвратить их на пути общего пользования по требованию последнего (п.1). Однако по причине невнесения истцом платежей за хранение и пользование вагоны продолжали оставаться на путях перевозчика. Впоследствии вагоны как «груз на своих осях» 02.06.2005 были переданы по акту приема-передачи в соответствии с договором купли-продажи № 17/АСБ от 02.06.2005 новому владельцу - обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «АСБ» (т. 2 л.д.1-3). Указанное лицо во исполнение требований ст. 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 176-ФЗ от 10.01.2003, положений «Инструкции о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и форм собственности», утвержденной МПС РФ 22.09.2002, и Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных 20.06.2001 на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств -участниов Содружества, изменил статус приобретенного им груза (п.2.1 договора купли-продажи), 08.08.2005 зарегистрировав его как транспортное средство, и отправил 10.02.2006 в соответствии со своим распоряжением № 8 от 15.12.2005 на станцию Колчедан СВЖД (т.1 л.д. 115- 144). Полагая, что спорные вагоны удерживались перевозчиком в период с 20.04.2004 по 15.12.2005 незаконно, истец обратился с иском о взыскании штрафа в размере 0,4 МРОТ за каждый час задержки каждого вагона, составившего, по его мнению, 18 003 432 руб. на основании ч. 2 ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Удовлетворяя требования в полном объеме, суд исходил из наличия оснований для применения ответственности за указанное нарушение, предусмотренной вышеназванной нормой, и отклонил доводы ответчика, указав на то, что с учетом наличия у владельца железнодорожных путей необщего пользования своего локомотива, действующим транспортным законодательством не предусмотрен заключаемый в обязательном порядке с перевозчиком договор на подачу и уборку вагонов; спорные вагоны утратили свой статус «груз на своих осях» с момента прибытия на станцию перевозчика; срок исковой давности не пропущен и сослался на двойственную природу правоотношений сторон, возникших из нарушения обязательства по подаче вагонов и связанных с нарушением прав собственника (непередачи вагонов законному владельцу), за что гражданским законодательством предусмотрена возможность требовать взыскания убытков или неосновательного обогащения, применительно к данному случаю - штрафа на основании ч. 2 ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Между тем выводы суда ошибочны, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В соответствии с ч. 1 ст. 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В силу п. 2 ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза. Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что перевозчик отвечает за задержку по его вине: подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути (когда перевозчик в соответствии с договором на эксплуатацию пути необщего пользования подает вагоны на выставочные пути и дальнейшую их подачу к местам погрузки, выгрузки осуществляет ветвевладелец своим локомотивом); уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на путях необщего пользования или с выставочных путей, когда он осуществляет уборку своим локомотивом; приема вагонов с путей необщего пользования. За указанные нарушения перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф, начисляемый за все время задержки с момента нарушения сроков подачи, уборки вагонов, установленных соответственно договором на эксплуатацию путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов (ст. 62 УЖТ РФ). В данном случае для применения указанной ответственности в спорный период необходимо было установить наличие в совокупности следующих условий: обладания объектом задержки в спорный период статуса железнодорожного транспортного средства (вагон), обязательственных отношений между участниками спора, позволяющих определить объем нарушенных обязательств со стороны перевозчика по отношению к спорным вагонам, период задержки в соответствии с условиями договоров для начисления штрафа, а также наличия у лица, требующего применение указанной ответственности статуса грузополучателя. Такие условия в рассматриваемом случае отсутствовали. В силу ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ч. 2). Условия перевозки грузов, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и железнодорожными накладными №№ 884017, 825714, 642314, 642315, 642375, № 0001661 и 83345509 между отправителями «груза на своих осях», находящимися в Республике Узбекистан, и ответчиком были заключены договоры перевозки названного груза. По смыслу ст. ст. 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на указанные вагоны перешло к истцу (грузополучателю по вышеуказанным железнодорожным накладным) с момента их передачи перевозчику, который свои функции исполнял не в отношении вагонов как таковых, а в отношении «груза на собственных осях». Указанный статус вагонов был подтвержден в ноябре 2005 г. решениями Арбитражного суда Московской области по делам №А41-К1-11761 и №А41-К1-1451 при разрешении судебных споров между перевозчиком и грузополучателем (истцом) о взыскании платежей за их хранение, вступившими в законную силу 02.02.2006. При этом судами первой и апелляционной инстанции было отмечено, что в соответствии с положениями ст. ст. 2, 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правил хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом от 18.06.2003, правовой статус вагонов-думпкаров определяется как «груз на своих осях» (т.1 л.д.37-53). Как было установлено и подтверждено материалами дела, вагоны как «груз на своих осях» формально были получены грузополучателем (истцом) от перевозчика в марте апреле 2004 г., проданы и фактически переданы другому лицу в июне 2005г. также «грузом на своих осях» (п. 2.1 договора купли-продажи). Статус вагонов изменился лишь в августе 2005 г. Следовательно, в период до 5.08.2005 вагоны-думпкары как таковые не могли являться субъектом, участвующим в производственном технологическом процессе перевозки грузов по железной дороге, в ходе которого в установленные сроки с ними должны производиться операции по подаче и уборке, погрузке и выгрузке. С требованиями о их незаконном удержании перевозчиком как транспортных средств с указанной даты мог обращаться их законный собственник - ООО «Торговый дом «АСБ», а не истец, утративший право на истребование Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу n 18АП-4/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|