Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу n А60-24083/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8084/2007-АК

 

г. Пермь

04 декабря 2007 года                                                         Дело № А60-24083/2007

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  Мещеряковой Т.И.,

судей                                   Савельевой Н.М.,

Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.,

при участии:

от заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Зареченское строительно – монтажное управление»: Махотлова О.М. (паспорт серии 6506 №931710, доверенность от 16.11.2007г.),

от ответчика Региональной энергетической комиссии Свердловской области: Безбородов А.В. (удостоверение №7, доверенность от 09.01.2007г.),

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Зареченское строительно – монтажное управление»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 октября 2007 года по делу № А60-24083/2007,

принятое судьей Пономаревой О.А.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Зареченское строительно – монтажное управление»

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Зареченское строительно – монтажное управление» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании постановления от 27.08.2007г. №96 по делу об административном правонарушении, вынесенного Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – комиссия), согласно которому общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2007г. (резолютивная часть решения объявлена 18.10.2007г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы общество указывает на то, что оно не является энергоснабжающей организацией и не осуществляет услуги по передаче электроэнергии, а осуществляет продажу электроэнергии в соответствии с заключенными договорами купли – продажи, в связи с чем реализация электроэнергии может производиться им по свободным, неутвержденным тарифам. Кроме того, считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку реализация электроэнергии иным потребителям (к которым отнесены лишь бюджетные организации) им не осуществлялась.

Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает привлечение к административной ответственности необоснованным, поскольку обществом реализовывалась электроэнергия коммерческим организациям и утверждение тарифа в данном случае не обязательно.

Комиссия с апелляционной жалобой общества не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность привлечения общества к административной ответственности.

Представитель комиссии в судебном заседании доводы отзыва поддержал, считает, что общество являлось энергоснабжающей организацией, поскольку оно осуществляло куплю – продажу электроэнергии, в связи с чем электроэнергия должна реализовываться обществом по утвержденным тарифам. Кроме того, административным органом установлено, что потребителями общества являются иные потребители (к которым относятся не только бюджетные потребители, как ошибочно полагает общество, но и коммерческие организации), состав вменяемого административного правонарушения материалами дела подтвержден. Так же представитель комиссии пояснил, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении комиссия уведомляла законного представителя общества – исполнительного директора Фефелова А.М.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения на проведение проверки соблюдения порядка ценообразования от 18.07.2007г. №55 специалистами комиссии проведена проверка общества по вопросу соблюдения порядка ценообразования за период с 01.01.2006г. по 20.08.2007г., оформленная актом от 18.07.2007г.-20.08.2007г., в ходе которой было установлено, что в нарушение ст. 545 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и постановления РЭК Свердловской области от 05.12.2006г. №191-ПК «Об утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, прочим потребителям Свердловской области в 2007 году», обществом производится отпуск электрической энергии по тарифам, неутвержденным в установленном порядке от 3,087 руб./кВтч до 3,496 руб/кВтч, при этом сумма нарушения за период с 01.01.2007г. по 30.06.2007г. составила 2 056 664,38 руб.

По данному факту 20.08.2007г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что по счету – фактуре 00000268 от 31.05.2007г. обществом в адрес ЗАО «Южноуральское управление строительства» произведен отпуск электрической энергии в количестве 26 813 кВт/ч по тарифу, неутвержденному в установленном порядке, на общую сумму 82 771,73 руб.; по счету – фактуре 00000308 от 30.06.2007г. обществом в адрес ЗАО «Атомэнергомонтаж» произведен отпуск электрической энергии в количестве 20 470 кВт/ч по тарифу 3,496 руб./кВт/ч, неутвержденному в установленном порядке, на общую сумму 71 563,12 руб

27.08.2007г. на основании вышеуказанного протокола комиссией вынесено постановление по делу об административном правонарушении №96, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 40 000 руб. При этом в постановлении указано, что обществом совершено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении неутвержденного тарифа на электрическую энергию прочим потребителям, что образует состав административного правонарушения, как «иное нарушение установленного порядка ценообразования» за период с 31.01.2007г. по 30.06.2007г.

Общество, полагая, что постановление комиссии является незаконным, поскольку нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку им в нарушение действующего законодательства при отпуске электроэнергии применялся неутвержденный в установленном порядке тариф, и отсутствии обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим обстоятельствам.

Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.95г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"  (далее – Закон №41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Федеральный закон от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации от 26.02.2004г. N 109.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации 07.03.1995 принято Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе региональные энергетические комиссии.

Уполномоченным органом в области регулирования тарифов на территории Свердловской области в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004г. №619-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» является комиссия, которая Постановлением от 05.12.2006г. N 191-ПК утвердила тарифы на электрическую энергию на 2007 год.

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлено, что завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобное), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.14.6 КоАП РФ, является порядок ценообразования.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения, состоит в том, что, виновный (юридическое, физическое или должностное лицо), в частности  допускает нарушение порядка ценообразования, в том числе, выразившееся в применении неутвержденного тарифа на электрическую энергию прочим потребителям, что относится к иным нарушениям порядка ценообразования.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что согласно временному договору покупки электроэнергии потребителем от 01.07.2006г., заключенному ООО "Электросетевая компания" и обществом, ООО "Электросетевая компания" продает, а общество покупает электрическую энергию в установленном количестве. При этом ООО "Электросетевая компания" применяло в расчетах с обществом тарифы, утвержденные в установленном порядке РЭК Свердловской области.

В последующем обществом на договорной основе передавалась электрическая энергия иным потребителям, в том числе ЗАО «Южноуральское управление строительства» (по счету – фактуре 00000268 от 31.05.2007г.) и ЗАО «Атомэнергомонтаж» (по счету – фактуре 00000308 от 30.06.2007г.). При этом общество отпускало электроэнергию по тарифам, установленным РЭК Свердловской области постановлением от 05.12.2006г. №191-ПК (в п. 14.1.6) для ООО «Электросетевая компания».

Таким образом, индивидуальные тарифы на электрическую энергию общество в РЭК Свердловской области не утверждало, а пользовалось свободными тарифами, установленными соглашением сторон, то есть общество при отпуске электроэнергии коммерческим организациям применяло неутвержденный в установленном порядке тариф, в связи с чем суд первой инстанции посчитал состав вменяемого административного правонарушения доказанным.

В то же время судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.

Длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.

Вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в применении неутвержденного тарифа на электрическую энергию прочим потребителям, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретной поставки, то есть это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер.

При вынесении постановления административным органом не учтена объективная сторона данного правонарушения, в качестве состава административного правонарушения указано на то, что общество в период с 31.01.2007г. по 30.06.2007г. (за период с 01.01.2007г. по 30.06.2007г.) совершило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении неутвержденного тарифа на электрическую энергию прочим потребителям, что образует состав административного правонарушения как «иное нарушение установленного порядка ценообразования».

Из протокола об административном правонарушении следует, что одно из нарушений совершено обществом 31.05.2007г. (счет – фактура № 00000268), а постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 27.08.2007г., то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Неоднократная реализация электроэнергии по неутвержденному тарифу свидетельствует

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу n А60-7684/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также