Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу n А60-3944/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-4360/2008-АК
г. Пермь 18 июля 2008 года Дело № А60-3944/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 18.07.2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю., судей Савельевой Н.М., Риб Л.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В. при участии: от заявителя - ОАО «Аэропорт Кольцово»: Князев С.С., паспорт 6503 №999257, доверенность от 27.03.2008г., Бабушкина Н.Г., паспорт 6500 №997494, доверенность от 04.04.2008г. от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: Волков С.Н., удостоверение №2761, доверенность от 10.09.2007г. от третьего лица – ЗАО «Авиапрад»: не явился, извещен надлежащим образом, ООО «РусАвиа Джет»: не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица- Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2008 года по делу № А60-3944/2008, принятое судьей Ворониным С.П., по заявлению ОАО «Аэропорт Кольцово» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области третьи лица: ЗАО «Авиапрад», ООО «РусАвиа Джет», о признании недействительными ненормативных актов, установил: Открытое акционерное общество «Аэропорт Кольцово» (далее – заявитель, ОАО «Аэропорт Кольцово») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 и 6 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области) от 04.12.2007г. № 35, а также предписания УФАС по Свердловской области от 04.12.2007г. №35. Решением арбитражного суда от 05.05.2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель антимонопольного органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что заинтересованным лицом доказан факт нарушения заявителем и третьими лицами антимонопольного законодательства, выразившийся в согласованных действиях с целью установления технологически не обоснованных розничных цен на один тот же товар для ЗАО «Авиапард» при едином технологическом процессе обеспечения воздушных судов авиаГСМ, что привело к неправомерному разделу товарного рынка. ОАО «Аэропорт Кольцово» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие нарушений антимонопольного законодательства. Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что заявителем и третьими лицами не допущено согласованных действий на товарном рынке, оцененные антимонопольным органом сделки являются допускаемыми вертикальными соглашениями, направленными на выполнение требований законодательства в отношении естественных монополий. ЗАО «Авиапард», ООО «РусАвиа Джет» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, Свердловским УФАС России в ходе реализации функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Аэропорт Кольцово», ЗАО «Авиапард», ООО «РусАвиа Джет» были выявлены признаки нарушения п.6 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар путем заключения между этими организациями договоров поставки и хранения нефтепродуктов. По результатам проверки в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела комиссией Управления 04.12.2007г. было принято решение №35, пунктом 1 которого признано в действиях ОАО «Аэропорт Кольцово», ЗАО «Авиапард», ООО «РусАвиа Джет» в период с июля 2006 года по ноябрь 2007 года нарушение п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении согласованных действий путем заключения договора хранения нефтепродуктов №23-204/215-06 от 15.06.2006г. между ОАО «Аэропорт Кольцово» и ООО «РусАвиа Джет» и договора №25-204/215-06 от 18.07.2006г., заключенного между ОАО «Аэропорт Кольцово», ООО «РусАвиа Джет» и ЗАО «Авиапард», что привело к разделению по составу покупателей (авиакомпаний) рынка «реализация керосина авиационного при наземном обслуживании воздушных судов» в аэропорту Екатеринбург (Кольцово) и созданию благоприятных условий деятельности ЗАО «Авиапард» на рынке перевозки воздушным транспортом пассажиров. Кроме того, пунктом 2 решения признано в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово", ООО "РусАвиа Джет", ЗАО "Авиапрад" в период с июля 2006 года по ноябрь 2007 года нарушение п. 6 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий в форме заключения договора хранения нефтепродуктов N 23-204/215-06 от 15.06.2006 года между ОАО "Аэропорт Кольцово" и ООО "РусАвиа Джет" и договора N 25-204/215-06 от 18.07.2006 года, заключенного между ОАО "Аэропорт Кольцово", ООО "РусАвиа Джет" и ЗАО "Авиапрад", приведших к установлению технологически не обоснованных различных цен на один и тот же товар (авиаГСМ) при едином технологическом процессе обеспечения воздушных судов авиаГСМ. В соответствии с пунктом 3 данного решения ОАО "Аэропорт Кольцово", ООО "РусАвиа Джет" и ЗАО "Авиапрад" антимонопольным органом выдано предписание о прекращении нарушения п. 3, п. 6 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем ограничения сроков действия договора хранения нефтепродуктов N 23-204/215-06 от 15.06.2006 года между ОАО "Аэропорт Кольцово" и ООО "РусАвиа Джет" и договора N 25-204/215-06 от 18.07.2006 года, заключенного между ОАО "Аэропорт Кольцово", ООО "РусАвиа Джет" и ЗАО "Авиапрад" до 31.12.2007 года и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке воздушных перевозок пассажиров, а именно обеспечить равный доступ к хранению авиаГСМ всем авиакомпаниям, обслуживаемым в аэропорту Екатеринбург (Кольцово) и имеющих такое намерение в срок до 15.02.2008 года. Пунктами 4 и 5 решения производство по делу в отношении ОАО "Уральская Нефтяная компания" и в отношении ОАО "Аэропорт Кольцово" по признакам нарушения последним п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" прекращено; согласно пункту 6 материалы по делу решено направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ. Удовлетворив частично заявленные требования суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что пункты 1, 2, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области и предписание являются недействительными. В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) (п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона), или к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар (п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона). Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" оказывает аэропортовые услуги на основании соответствующих сертификатов и лицензий. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в редакции от 29.12.2006 года) услуги аэропортов отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, которая подлежит государственному регулированию, в том числе - посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Решением Правления МАП России от 28.04.1998 года N 61/1 ОАО "Аэропорт Кольцово" включено в реестр естественных монополий на транспорте в раздел "услуги аэропортов". Кроме того, ОАО "Аэропорт Кольцово" имеет в своем составе топливозаправочный комплекс (ТЗК) и осуществляет заправку самолетов эксплуатантов в аэропорту Кольцово (Екатеринбург), а также оказывает услуги по хранению авиатоплива на складе ГСМ аэропорта. Приказом Свердловского УФАС России от 24.07.2007 года N 108 ОАО "Аэропорт Кольцово" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а именно на рынке "реализация керосина авиационного при наземном обслуживании воздушных судов" с долей более 65 процентов. В соответствии со ст.50 Воздушного кодекса Российской Федерации обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6.1.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 года N ДВ-121, аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам, в том числе предоставлять в аренду (пользование) необходимые для обеспечения авиационной деятельности емкости для хранения ГСМ с учетом располагаемых производственных мощностей и условий эффективного использования имущественного комплекса аэропорта. ОАО "Аэропорт Кольцово" реализует авиационное топливо авиакомпаниям, обслуживающимся в аэропорту "Кольцово", приобретая его у ОАО "Уральская Нефтяная компания" по договору от 30.12.2004 года N УНК-0190/04 на покупку авиационного керосина. При этом аэропорт "Кольцово" занимает доминирующее положение на рынке реализации керосина авиационного при наземном обслуживании воздушных судов в географических границах аэропорта Кольцово с долей на этом рынке более 65 процентов. Как установлено антимонопольным органом, ОАО "Аэропорт Кольцово" 15.07.2006 года заключило с ООО "РусАвиа Джет" договор N 23-2004/215-06, в соответствии с которым аэропорт обязан был хранить принадлежащие данной организации нефтепродукты на своем складе ГСМ, а также обеспечивать их выдачу. Кроме того, 18.07.2006 года между ОАО "Аэропорт Кольцово", ЗАО "Авиапрад" и ООО "РусАвиа Джет" был заключен договор N 25-204/215-06, согласно которому ООО "РусАвиа Джет" (продавец) обязуется продать ЗАО "Авиапрад" (покупатель) авиатопливо в количестве 1011 тонн по ценам, действующим на момент продажи (заправки); ОАО "Аэропорт Кольцово" (исполнитель) обязуется оказывать ЗАО "Авиапрад" услуги по заправке (обеспечению) воздушных судов данной организации авиатопливом ООО "РусАвиа Джет", а ЗАО "Авиапрад" обязуется принять авиатопливо и услуги по заправке (обеспечению) и оплатить их. Комиссией УФАС установлено, что ОАО "Аэропорт Кольцово" и ООО "РусАвиа Джет" приобретают авиаГСМ у одного и того же поставщика - ОАО "Уральская Нефтяная компания" по одинаковой цене с незначительными отклонениями, однако цена топлива, поставляемого ООО "РусАвиа Джет" для ЗАО "Авиапрад" являлась существенно меньше цены топлива, поставляемого ОАО "Аэропорт Кольцово" всем остальным авиакомпаниям и в период с августа 2006 года по август 2007 года разница в стоимости составляла от 21,1 до 67,1 процентов. В связи с этим в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово", ЗАО "Авиапрад" и ООО "РусАвиа Джет" по заключению договоров от 15.06.2006 года N 23-204/215-06 и от 18.07.2006 года N 25-204/215-06 антимонопольным органом была признана согласованность, приведшая в целях создания благоприятствующих условий деятельности ЗАО "Авиапрад" к разделению (сегментированию на 2 части) по составу покупателей (авиакомпаний) товарного рынка "реализация керосина авиационного при наземном обслуживании воздушных судов" в аэропорту Екатеринбург "Кольцово", а также установлению технологически не обоснованных розничных цен на один и тот же товар (авиаГСМ) при едином технологическом процессе обеспечения топливом воздушных судов различных авиаперевозчиков. Данный вывод правомерно признан судом первой инстанции необоснованным в связи со следующим: Установленный ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрет соглашений между хозяйствующими субъектами или согласованных действий хозяйствующих субъектов относится к определенному товарному рынку. Согласно ст. 4 этого Закона товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). Из системного толкования статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" о сфере его применения, понятий "товар", "товарный рынок", "конкуренция", "недобросовестная конкуренция" следует, что запрещенные соглашения или согласованные действия одних хозяйствующих субъектов предполагают их конкуренцию с хозяйствующими субъектами, действующими на одном и том же товарном рынке. В связи с этим при оценке положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара следует установить конкретную продукцию, работы и услуги Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу n А60-6324/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|