Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А71-15077/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9184/2015-АК

г. Пермь

29 июля 2015 года                                                   Дело № А71-15077/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей  Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от заявителя ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Удмуртский"   (ОГРН 1056315070350, ИНН6315376946 ) – Басманов Е.В., паспорт, доверенность от 10.07.2015;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике  (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990) – Юферева Е.Н., удостоверение, доверенность от 07.05.2015;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Удмуртский"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 мая 2015 года

по делу № А71-15077/2014,

принятое судьей Иютиной О.В.,

по заявлению ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Удмуртский"

к Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике

о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Удмуртский" (далее –  заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 02.10.2014 № 958 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Так, заявитель жалобы считает, что судом не применены положения п. 8.3 ст. 88 НК РФ. Также указывает на то, что в ходе налоговой проверки налоговым органом проведена экспертиза с нарушением порядка, установленного ст. 95 НК РФ, поскольку налоговым органом не соблюден разумный срок для проведения экспертизы, в результате налогоплательщик был лишен возможности представить эксперту свои вопросы, дать пояснения и реализовать иные права, связанные с проведением экспертизы. Кроме того, полагает, что выводы суда о необоснованном применении заявителем льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении объектов основных средств являются неправомерными, привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, начисление пени незаконны. Считает, что льгота применена правомерно с учетом присвоенных основным средствам кодов ОКОФ и функционала (фактически размещенного сетевого оборудования) основных средств.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее соответственно. Представителем налогоплательщика  заявлено ходатайство о смене наименования заявителя  с открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания» на публичное акционерное общество "Т Плюс» (далее - ПАО «Т Плюс»).

В качестве обоснования заявленного ходатайства заявителем представлены: копия Устава ПАО «Т Плюс», распечатка с официального интернет-сайта ФНС России, содержащая сведения о месте нахождения ПАО «Т Плюс», лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.

В соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведено изменение наименования заявителя на публичное акционерное общество (ПАО) «Т Плюс».

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя является производство, передача и распределение электроэнергии (код ОКВЭД 40.10 в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), основным видом деятельности филиала «Удмуртский» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (код ОКВЭД 40.30.11).

16.08.2013 налогоплательщиком представлена уточненная № 1 налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2012 год, согласно которой сумма налога, исчисленная к уменьшению составила 8 069 960 руб. По первоначальной декларации по налогу на имущество за 2012 год сумма, подлежащая уплате в бюджет составила 7 752 979 руб. Налог на имущество уплачен обществом.

28.03.2014 налогоплательщиком представлена уточненная № 2 налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2012 год, в которой увеличена среднегодовая стоимость имущества на 800 руб., сумма налога увеличена на 17 руб. В представленной уточненной № 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2012 год среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за отчетный период не изменена и соответствует заявленной ранее налоговой льготе в уточненной № 1 налоговой декларации.

Межрайонной ИФНС № 9 по УР проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО «Территориальная генерирующая компания» (правопреемник - ОАО «Волжская ТГК») 28.03.2014 уточненной налоговой декларации № 2 по налогу на имущество за 2012 год с заявлением налога к уменьшению на 8 069 943 руб. Согласно данной декларации налогоплательщиком заявлено право на применение льготы по коду 2010238 (согласно приказу ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 – «организации в отношении линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов») с указанием среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества за налоговый период в сумме 983 530 051 руб.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 11.07.2014 № 10116, принято решение от 02.10.2014 № 958 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю назначен штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 560 341 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 7 801 704 руб., соответствующие пени в сумме 402 652 руб.

Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении льготы, предусмотренной подп. 11 ст. 381 НК РФ, по 9 объектам (теплофикационная установка для подогрева сетевой воды - городская бойлерная - (новый контур), водогрейная котельная, здание главного корпуса с баками запаса конденсата, водогрейная котельная, оборудование КИПиА водогрейного котла КВГМ- 180 № 5 по двум водогрейным котлам, тепломеханическое оборудование и трубопроводы котла КВГМ- 180 № 5, технологическое оборудование водогрейного котла № 3, технологическое оборудование водогрейного котла № 4, водогрейная котельная) среднегодовой стоимостью в сумме 354 622 885 руб.

Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 03.12.2014 № 06-07/18332@  решение Межрайонной ИФНС № 9 по УР от 02.10.2014 № 958 оставлено без изменения.

Полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая обжалуемое заявителем решение, суд первой инстанции согласился с выводами налогового органа о том, что применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении названных объектов основных средств  необоснованно.

Не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, налогоплательщик обжалует их в порядке апелляционного производства.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом  судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А50-26152/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также