Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А50-22829/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2729/2015-АК

г. Пермь

27 апреля 2015 года                                                              Дело № А50-22829/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Пермавтодор» (ОГРН 1055900367600, ИНН 5902197555): Дейкина И.С., предъявлен паспорт, доверенность от 12.01.2015;

от заинтересованного лица Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229, ИНН 5902290459): Казаков Д.А., предъявлен паспорт, доверенность от 21.07.2014; Ханин Д.В., предъявлен паспорт, доверенность от 30.01.2015;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя открытого акционерного общества «Пермавтодор»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 16 февраля 2015 года по делу № А50-22829/2013,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению открытого акционерного общества «Пермавтодор»

к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях,

установил:

Открытое акционерное общество «Пермавтодор» (далее – заявитель, ОАО «Пермавтодор», Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края                 с заявлением к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным акта проверки № 1946/А от 17.10.2013; о признании недействительным предписания № 1946/П от 17.10.2013; о признании незаконным постановления от 31.10.2013 № 48-16-12п о привлечении                             к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей;  о признании незаконным постановления от 31.10.2013 № 48-13-71/13 о привлечении                               к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей                              (дело № А50-22240/2013).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 18.11.2013 требования ОАО «Пермавтодор» о признании незаконным постановления от 31.10.2013 № 48-16-12п о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей; о признании незаконным постановления от 31.10.2013 № 48-13-71/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, выделены в отдельное производство с присвоением делу № А50-22829/2013.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2015 по делу                 № А50-22829/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Пермавтодор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, при этом, ссылаясь на положения ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", полагает, что ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий; генеральный директор ОАО «Пермавтодор» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, что, по мнению заявителя, исключает привлечение к административной ответственности юридического лица; кроме того, ОАО «Пермавтодор» полагает, что выводы административного органа о том, что не обеспечена безопасность населения, окружающей среды и сохранность месторождения полезных ископаемых, горных выработок, не подтверждены  документально. Также ОАО «Пермавтодор» считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом ссылается на то, что заявителем представлены письменные объяснения с приложением к ним доказательств исполнения выданного предписания.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласились; просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу -                                         без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ОАО «Пермавтодор» является пользователем недр на основании выданных ему лицензий, имеет разрешения на право разработки общераспространенного полезного ископаемого местного значения (т. 2 л.д. 13-20).

Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения                              от 18.09.2013 № 1946 в отношении ОАО «Пермавтодор» проведена плановая выездная проверка на предмет выполнения обязательных требований.                               В ходе проверки установлены нарушения ОАО «Пермавтодор» требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33 (РД 07-291-99), Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 73 (РД 07-603-03), Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001 № 18 (РД 07-408-01), а именно:

- Положение о геолого-маркшейдерской службе предприятия ОАО «Пермавтодор» не согласовано в установленном порядке; методика расчета штата маркшейдерской службы не утверждена и не согласована в установленном порядке.

- отсутствует графическая документация на момент завершения работ по эксплуатации объектов открытых горных работ месторождений Большесосновское (лицензия ПЕМ 80080 TP), Грибановское (Разрешение № 0008-р), Чикман (Разрешение № 0025-р), Кутана-1 (Разрешение № 0002-р);

- объекты открытых горных работ, в том числе и опасные производственные объекты, не эксплуатируются свыше 6 месяцев, при этом                   не разработаны и не проведены меры по консервации объектов недропользования по месторождению Истяковское (лицензия ПЕМ 01168 ТЭ), месторождению Черноярское (лицензия ПЕМ 80005 TP), месторождению Большесосновское (лицензия ПЕМ 80080 TP), участку ГПС Чикман (разрешение № 0025-р);

- не выполнена ликвидация объектов недропользования в связи с прекращением права пользования недрами по месторождению Вильвенское (лицензия ПЕМ 01167 ТЭ), месторождению Грибановское (разрешение № 0008-р), участка ГПС Кутана-1 (разрешение № 0002-р).

- не оформлены в установленном порядке уточненные границы горных отводов для месторождений: Большесосновское (лицензия ПЕМ 80080 TP), Грибановское (Разрешение № 0008-р), Чикман (Разрешение № 0025-р), Кутана-1 (Разрешение № 0002-р).

- отработка запасов полезных ископаемых производилась без проектной документации, обосновывающей основные технические решения безопасного ведения горных работ, по участку недр Кутана-1 (разрешение № 0002-p) в 2010 году в объеме 4,2 тыс.м3; по Большесосновскому месторождению (лицензия ПЕМ 80080 TP) в 2010 году в объеме 2,0 тыс.м3, в 2011 году в объеме 1,0 тыс.м3, данные форм статистической отчетности 5-гр).

Кроме того, административным органом установлено, что ОАО «Пермавтодор» не устранено в установленный срок нарушение обязательных требований промышленной безопасности, указанное в  предписании Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 181/П от 07.09.2012 (т. 1 л.д. 57-58), не представлена проектная документация на длительную консервацию опасных производственных объектов (площадка производства битума; участок транспортирования опасных веществ; группа резервуаров и сливо-наливных устройств.

Результаты проверки отражены в акте проверки № 1946/А от 17.10.2013 (т.1 л.д. 19-34).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ОАО «Пермавтодор» составлен протокол от 17.10.2013 № 48-16-12п об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, и протокол от 17.10.2013 № 48-13-71/13 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 59-62, 71-74).

По результатам рассмотрения материалов административных дел Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесены постановление от 31.10.2013 № 48-16-12п о привлечении ОАО «Пермавтодор» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей, а также постановление от 31.10.2013 № 48-13-71/13 о привлечении ОАО «Пермавтодор» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей (т. 1 л.д. 44-49, 63-70).

Не согласившись с указанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных постановлений незаконными и их отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии составов административных правонарушений, об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делам об административных правонарушений и об отсутствии оснований для признания правонарушений малозначительными.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции  приходит к следующим выводам.

На основании ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992                     № 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В п. 20 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001 № 18, организации-недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера, которые утверждаются руководителем организации-недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом.

Согласно п. 23 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001 № 18, штат служб главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.

В соответствии с п. 47 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, требования к производству геологических и маркшейдерских работ включают: наличие в организации, осуществляющей производство маркшейдерских работ, работников, имеющих соответствующее высшее профессиональное образование и стаж работы в указанных областях деятельности не менее трех лет; наличие у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство маркшейдерских работ, соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы в указанных областях деятельности не менее пяти лет; наличие у организации или индивидуальных предпринимателей принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, приборов и инструментов, необходимых для осуществления деятельности; повышение в установленном порядке квалификации работников организаций и

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А71-9969/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также