Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А50-19278/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

 

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1333/2015-АК

г. Пермь

13 апреля 2015 года                                                   Дело № А50-19278/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей  Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от заявителя ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) – Богданов Т.А., паспорт, доверенность от 01.12.2014, Басманов Е.В., паспорт, доверенность от 01.12.2014, Мельникова Е.А., паспорт, доверенность от 30.12.2014, Чебыкин А.Ю., паспорт, доверенность от 26.03.2015;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) – Демченкова Ю.Б., удостоверение, доверенность от 30.03.2015, Шафранова М.А., паспорт, доверенность от 12.01.2015

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

заявителя ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2014 года

по делу № А50-19278/2014,

по заявлению ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» - правопреемник ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

о  признании недействительными решений,

установил:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительными решений от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010-2012 годы в сумме 6 308 940 руб., в том числе за 2010 год в сумме 2 038 868 руб., за 2011 год в сумме 2 121 096 руб., за 2012 год в сумме 2 148 976 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятых судом).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2014 произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» на ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания». Заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействительными вынесенные инспекцией решения от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2010, 2011, 2012 годы в отношении объектов, перечисленных в пунктах 1, 3, 6, 7, 9, 15 приложений № 2 к указанным решениям, с применением ставки 2,2 процента, пункте 1 приложений № 2 к указанным решениям, с применением ставок: 1,1 процента и 0,6 процента, начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» путем возврата в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций, доначисленного по указанным объектам. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение арбитражного суда в указанной части отменить и принять новый судебный акт. Полагает, что при принятии решения в обжалуемой части суд первой инстанции допустил неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применил нормы материального права. Настаивает на том, что имущество, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положения п. 11 ст. 381 НК РФ не подлежит. По мнению инспекции, для идентификации конкретного вида имущества суд руководствовался только кодами ОКОФ без учета специфики применения (функционального назначения) спорного имущества. Считает, что здание РУ (инв. № 20110041-04), Главный щит управления и ГРУ (инв. № 20110042-04), Здание ЗРУ-110 кВ (инв. № 20110310-02), Здание ЗРУ кВ (инв. № 20110305-2), Главное распределительное устройство (инв. № 20110033-04), Здание главного распределительного устройства 10 кВ (инв. № 20110303-02) и Здание РУ (инв. № 9100102000000502) не входят в состав объектов, определенных перечнем № 504, поскольку указанные основные средства согласно технической документации не выполняют функции транспортировки энергии и к линиям энергопередачи не относятся. Настаивает на том, что в результате технической экспертизы, проведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, от 25.04.2014 № 229/2014 установлены объекты основных средств, осуществляющие транспортирующие функции, по которым инспекция предоставила налоговую льготу, и объекты основных средств, участвующие в генерации (производстве) и потреблении электроэнергии, по которым налоговая льгота не может быть предоставлена.

В свою очередь, не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, налогоплательщик также обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно полагает, что выводы суда о необоснованном применении заявителем льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении 39 объектов основных средств, являются неправомерными,  общество обоснованно уменьшило размер налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за спорные налоговые периоды в связи с применением налоговой льготы, поскольку по характеристике и функциональному назначению спорное имущество относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Также указывает на существенные нарушения процедуры налоговой проверки, что в силу  ст. 101 НК РФ является самостоятельным основанием для отмены решения инспекции судом.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 судебное разбирательство по делу № А50-19278/2014 было отложено до 08.04.2015 до 15 час. 20 мин.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 08.04.2015, проведенном в том же составе суда при той же явке сторон, представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб и письменных отзывов на жалобы. Дополнительные доказательства, представленные сторонами во исполнение определения от 11.03.2015, приобщены судом к материалам дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя является оптовая торговля электрической и тепловой энергией без их передачи и распределения (код ОКВЭД 51.56.4 в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст).

В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства общества являются электростанция, электрические и тепловые сети.

По итогам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы, инспекцией составлены акты налоговых проверок от 09.12.2013 № 3767, № 3784 и № 3785.

По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок инспекцией вынесены: решение от 02.06.2014 № 15.720 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 1 292 297 руб., начислены пени в сумме 3 275,07 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 075,80 руб., решение от 02.06.2014 № 15.726 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исходя из которого заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2012 год в сумме 15 718 537 руб., начислены пени в сумме 1 593 405,70 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 713 912 руб., решение от 02.06.2014 № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 18 492 280 руб., начислены пени в сумме 3 552 776,12 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 3 274 237 руб.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 13.08.2014 № 18-18/323  решения налогового органа от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 оставлены без изменения.

Полагая, что названные решения инспекции нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая обжалуемое сторонами дела решение, суд первой инстанции пришел к выводу  о том, что применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, применительно к объектам:  здание РУ 35 (инвентарный номер 20110041-04),  главный щит управления и ГРУ (инвентарный номер 20110042-04), здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 20110310-02), здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 20110305-02), здание главного распределительного устройства 10кВ (инвентарный номер 20110303-02), главное распредустройство (инвентарный номер 20110033-04), - здание РУ (инвентарный номер 9100102000000502)  обоснованно. Заявление льготы по иным спорным объектам, по мнению суда первой инстанции, произведено неправомерно.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта  11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А60-34109/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также