Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А60-44683/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1819/2015-АК

г. Пермь

25 марта 2015 года                                                   Дело № А60-44683/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муравьевой Е.Ю.,

судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,

при участии:

от заявителя ОАО "ЭнергосбыТ Плюс": Гребенщикова Т.М., паспорт, доверенность от 07.10.2014;

от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" и заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 декабря 2014 года

по делу № А60-44683/2014, принятое судьей Савиной Л.Ф.,

по заявлению открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824)

к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области  (ОГРН  1076670011131, ИНН 6670169564)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее – административный орган, Инспекция) об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства № 29-07-11-475 от 09.07.2014.

Определением суда от 19.11.2014 по ходатайству общества произведена замена заявителя в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Свердловэнергосбыт" на правопреемника               ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года в заявленные требования удовлетворены частично: предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства № 29-07-11-475 от 09.07.2014 признано недействительным в части пункта 2. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель и заинтересованное лицо обратились с апелляционными жалобами.

Заявитель в своей жалобе просит решение суда отменить в части признания законным п. 1 предписания административного органа, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что выводы Инспекции в п. 1 предписания необоснованны, предписание нарушает права заявителя, так как в установленную форму квитанции общество не имеет права вносить изменения, все объемы электроэнергии в квитанции указаны.

Жилищная инспекция представила отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, настаивая на законности предписания, решение суда в обжалуемой заявителем части оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта в данной части не усматривает.

Инспекция в своей жалобе просит решение суда отменить в части признания незаконным п. 2 предписания, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы административный орган  ссылается на то, что общество, предоставляя коммунальную услугу «электроснабжение», самостоятельно производит начисление платы и выставляет квитанции на оплату коммунальной услуги, следовательно, является исполнителем коммунальных услуг.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, настаивая на незаконности предписания, решение суда в обжалуемой Инспекцией части оценивает как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, против жалобы заинтересованного лица возражала.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Госжилинспекцией Свердловской области в период с 19.06.2014 по 09.07.2014 на основании приказа на проведение мероприятий по государственному контролю по обращению жителя проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования собственникам жилых помещений жилого дома №13 по ул. Фарфористов в            г. Камышлов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.38, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), ОАО "Свердловэнергосбыт" при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования объем показаний дифференцированных по времени суток определяется в общей сумме, что позволяет при распределении суммарного объема пропорционально объемам потребления электрической энергии по показаниям общедомового прибора учета перевести часть объема ночного потребления в дневное. Обществом также при выставлении счетов на оплату нарушены правила оформления платежных документов, их форма и содержание не соответствуют п. 69 Правил № 354.

По результатам проверки в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" оформлен акт проверки от 07.09.2014 № 29-07-10-475 и вынесено предписание от 09.07.2014 № 29-07-11-475 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

Обществу предписано:

1) информацию платежном документе привести в соответствие с подп. «ж» п.69 Правил № 354 (в части информации об объемах потребления электроэнергии, определенной по показаниям общедомовых приборов учета, показания коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, суммарный объем коммунальной услуги электроэнергия, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме);

2) обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (в части начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды собственникам и пользователям помещений).

 Не согласившись с предписанием Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

 Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично: предписание Инспекции № 29-07-11-475 от 09.07.2014 признал недействительным в части пункта 2, в признании недействительным п. 1 предписания отказал.

Проверив доводы сторон, приведенные в апелляционных жалобах, отзывах, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.

В рамках своей компетенции Инспекция осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.

Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.

Исходя из приведенного нормативного регулирования, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.

Проанализировав обстоятельства дела с учетом позиции, изложенной Минстроем России в письме от 21.11.2014, апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, полагает, что для выдачи п. 2 предписания у административного органа отсутствовали правовые и фактические основания.

Согласно ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, вступившими в силу с 01.09.2012, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно п.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А71-12532/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также