Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу n А60-37152/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17938/2014-АК

г. Пермь

18 февраля 2015 года                                                          Дело № А60-37152/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.

от заявителя Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES» (ОГРН 1046603494300, ИНН 6670053545): представители не явились;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): представители не явились;

от третьих лиц: представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 ноября 2014 года по делу № А60-37152/2014,

принятое судьей Колосовой Л.В.,

по заявлению Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

третьи лица: 1) Средняя общеобразовательная школа № 197; 2) Средняя общеобразовательная школа № 166 с углубленным изучением отдельных предметов; 3) Средняя общеобразовательная школа № 163; 4) Средняя общеобразовательная школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов; 5) Средняя общеобразовательная школа № 122; 6) Средняя общеобразовательная школа № 96; 7) Средняя общеобразовательная школа № 6; 8) Гимназия № 5; 9) Средняя общеобразовательная школа № 22; 10) Средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов; 11) Средняя общеобразовательная школа № 178 с углубленным изучением отдельных предметов; 12) Средняя общеобразовательная школа № 175; 13) Средняя общеобразовательная школа № 171; 14) Средняя общеобразовательная школа № 168; 15) Средняя общеобразовательная школа № 154; 16) Средняя общеобразовательная школа № 147; 17) Средняя общеобразовательная школа № 134; 18) Гимназия № 120; 19) Гимназия № 116; 20) Средняя общеобразовательная школа № 82; 21) Средняя общеобразовательная школа № 80; 22) Средняя общеобразовательная школа № 77 имени героя Советского Союза Хомякова Владилена Павловича; 23) Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63; 24) Средняя общеобразовательная школа № 48; 25) Гимназия № 40; 26) Средняя общеобразовательная школа № 29; 27) Лицей № 12; 28) Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов; 29) Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга; 30) Управления образования Администрации города Екатеринбурга; 31) Отдел образования администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга; 32) Отдел образования администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга; 33) Отдел образования администрации Ленинского района города Екатеринбурга; 34) Отдел образования администрации Железнодорожного района города; 35) Отдел образования администрации Кировского района города Екатеринбурга; 36) Отдел образования администрации Чкаловского района города Екатеринбурга; 37) Отдел образования администрации Октябрьского района города Екатеринбурга; 38) Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Орджоникидзевского района»; 39) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; 40) НОУ «Школа «Талисман»;

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

 

установил:

Негосударственное образовательное учреждение «Английская школа в Екатеринбурге «YES» (далее – заявитель, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) № 45                        от 18.08.2014 и предписания по тому же делу от 18.08.2014.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, заключенные муниципальными общеобразовательными организациями города Екатеринбурга с заявителем договоры аренды муниципальных помещений являются антиконкурентными, при этом ссылается на то, что не все муниципальные образовательные учреждения, по которым вынесено обжалуемое решение, могут оказывать  дополнительные образовательные услуги по обучению иностранному языку и конкурентами заявителя быть не могут. Также ссылается на то, что часть договоров аренды между заявителем и муниципальными общеобразовательными учреждениями заключены до 01.09.2013, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ, которым были внесены ограничения по сдаче в аренду муниципального имущества организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Кроме того, считает, что арендная плата по договорам аренды, заключенным между заявителем и муниципальными общеобразовательными учреждениями, установлена в соответствии с законодательством; анализ средней стоимости академического часа проведен судом не в полном объеме и вывод о заниженной стоимости предоставляемых услуг необоснован. По мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц – конечных потребителей предоставляемой заявителем образовательной услуги. Помимо изложенного, ссылается на нарушение комиссией антимонопольного органа срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, нарушение срока изготовления решения в полном объеме и срока направления копии решения.

Третье лицо НОУ «Школа «Талисман» с доводами апелляционной жалобы не согласно основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании заявления гр.Карасевой О.Г. (вх. № 01-11785 от 12.08.2013) УФАС по Свердловской области возбуждено дело № 45 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.                  По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом принято решение от 18.08.2014 (резолютивная часть оглашена 21.07.2014), согласно которому признаны факты нарушения п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в достижении соглашений по предоставлению муниципальными общеобразовательными организациями, имеющими лицензию на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, закрепленного за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества частной организации дополнительного образования (негосударственное образовательное учреждение «Английская школа в Екатеринбурге «YES»), для целей оказания последней обучающимся в этих муниципальных образовательных организациях платных образовательных услуг по изучению английского языка, что приводит к разделу рынка по составу покупателей (заказчиков) и к установлению заниженных цен на услуги, по сравнению с иными покупателями этих же услуг.

На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес муниципальных образовательных учреждений города выдано предписание,  согласно которому необходимо в срок до 01.09.2014 прекратить нарушения п. 1 и п. 3 ст. 11, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» путем расторжения антиконкурентного соглашения с НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES».

Не согласившись с данными решением и предписанием антимонопольного органа, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о доказанности антимонопольным органом факта нарушения антимонопольного законодательства, об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.   

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу п. 1. п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в частности, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

 В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены следующие понятия:

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

обучением является целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

под отношениями в сфере образования понимается совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу n А60-27785/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также