Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А50-14913/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14948/2014-АК

г. Пермь

23 декабря 2014 года                                                   Дело № А50-14913/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей  Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,

при участии:

от заявителя ООО "АРГУС-2000" (ОГРН 1025902032309, ИНН 5920015871) – Савинцева А.К., паспорт, доверенность от 27.01.2014;

от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чайковском Пермского края  (ОГРН 1025902031693, ИНН 5920017540) – не явились,  извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чайковском Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 сентября 2014 года

по делу № А50-14913/2014,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по заявлению ООО "АРГУС-2000"

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чайковском Пермского края

об оспаривании решения,

установил:

ООО «Аргус-2000» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.03.2014 № 43 недействительным в части привлечения к ответственности и начисления штрафа в размере 9 773,10 руб. по ст. 47 ФЗ РФ № 212-Фз и пени в размере 11 220,51 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, привлечения к ответственности и начисления штрафа в размере 236 200 руб. за отказ или непредставление в установленный срок копий документов по ст. 48 ФЗ РФ № 212-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2014 заявленные требования полностью удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает на то, что плательщиком страховых взносов при рассмотрении материалов по выездной проверке не представлено в Управление доказательств правомерности уменьшения не принятых ФСС расходов, у Управления отсутствовали основания для уменьшения базы для начисления страховых взносов, а также для перечисления пени. Настаивает на правомерности привлечения общества к ответственности. предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ. Также настаивает на том, что заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде штрафа по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление документов в количестве 613 шт. в установленный срок и отказ предоставления документов в количестве 568 шт. Оснований для смягчения ответственности либо исключающих ее Управлением не установлено.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении выездной проверки от 28.10.2013 № 43 Управлением была проведена выездная проверка полноты и представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию с 01.01.2010 по 31.12.2012 года, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлен акт от 26.02.2014 № 43, страхователю  направлено требование о представлении документов от 28.10.2013 № 43 (л.д. 18-21).

По результатам проверки Управлением принято решение от 28.03.2014 года № 43, в соответствии с которым страхователь был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9 773,10 руб., по ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 236 200 руб., ему было предложено уплатить страховые взносы, начисленные за 2011-2012 г.г. в суммах 40 553,32 руб. и 8 312,18 руб. соответственно, пени в размере 11 220, 51 руб. (л.д. 22-49).

В ходе совместной выездной проверки плательщика страховых взносов, проведенной органом Пенсионного фонда РФ с ГУ ПРОФСС РФ, установлено, что по акту выездной проверки расходов на выплату страхового обеспечения № 2471 от 18.12.2013 не приняты к зачету расходы за счет средств ФСС за 2011-2012 г. г. в сумме 146 787, 60 руб. Сумма не принятых к зачету расходов подлежит обложению страховыми взносами, что послужило основанием для доначисления страховых взносов, начисления пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона №  212-ФЗ.

Кроме того, общество привлечено к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ  за отказ или непредставление в установленный срок фонду документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, а именно в установленный законом десятидневный срок, а именно до 12.11.2013 года, несвоевременно представлены документы в количестве 613 штук, не представлено 568 штук.

Названным решением обществу предложено уплатить сумму доначисленных страховых взносов за 2011-2012 годы, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, заявлением.

Суд первой инстанции признал решение Управления в части взыскания штрафов по ч. 1 ст. 47, ст. 48 Закона № 212-ФЗ, пени недействительным и обязал Управление устранить нарушение прав общества.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя общества, явившегося в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно решению Управления о привлечении общества к ответственности  от 28.03.2014 года № 43 в ходе проверки  были выявлены факты неправильного начисления взносов, сумма доначисленных и неуплаченных взносов составила за 2011 год – 40 553,32 руб., за 2012 год – 8 312,18 руб. На указанные суммы начислены пени в размере 11 220,51 руб., штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от указанной суммы в размере 9 773,10 руб.

Суд первой инстанции признал решение в указанной части недействительным, указав при этом, что сам по себе отказ страховщика принять к зачету в счет уплаты страховых взносов суммы выплаченных обществом пособий по обязательному социальному страхованию в связи с ошибками, допущенными при оформлении документов, не свидетельствует о том, что пособия застрахованному лицу были выплачены незаконно, то есть в отсутствии страхового случая. Следовательно, суммы таких выплат не могут быть включены в базу для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в силу ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, что, по мнению суда, влечет неправомерность взыскания страховых взносов.

Между тем, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления в указанной части, общество указывало в качестве основания своих требований несоразмерность суммы санкций сумме доначисленных страховых взносов и в связи с этим просило учесть смягчающие ответственность обстоятельства в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ, что не было сделано Управлением.

Согласно ст. 9 и 49 АПК РФ право изменения предмета и оснований иска принадлежит истцу (заявителю), тогда как арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, лишь оказывает участникам дела содействие в реализации их прав и создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и нормативных актов при рассмотрении дела.

Арбитражный суд при разрешении спора не вправе выходить за пределы заявленных требований, устанавливать и давать оценку обстоятельствам, на которых исковые требования не основаны.

В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции общество не заявляло об изменении основания своих требований в части, касающейся признания недействительным решения Управления о привлечении заявителя к ответственности по ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ и начисления пени.

Таким образом, суд первой инстанции, принимая решение в указанной части, в нарушение требований ст. 9 и 49 АПК РФ вышел за пределы заявленных  требований, решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене на основании ч. 3 ст. 270 АПК РФ.

Кроме того, заявителем в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств правомерности предъявления к зачету спорных сумм выплат. В  материалах дела отсутствуют доказательства неправомерности отказа в принятии к зачету сумм выплат, характера данных выплат, причины их непринятия ФСС, верности определения базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ, что свидетельствует о принятии решения судом первой инстанции при отсутствии доказательств.

При этом, вывод суда первой инстанции касается основания доначисления страховых взносов, которое обществом не оспаривается.

В указанной части заявленные плательщиком требования подлежат рассмотрению по существу с учетом предмета и основания в суде апелляционной инстанции с целью проверки принятого судом решения и выявления оснований, предусмотренных ч.3 ст. 270 АПК РФ.

Оспаривая решение Управления в указанной части, общество ссылается на несоразмерность начисленных штрафных санкций, определяя их как совокупность сумм штрафа и доначисленных пени по отношению к начисленной сумме страховых взносов.

Однако, подобный расчет основан на неверном толковании законодательства.

Как указано выше, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Поскольку в результате выявленных нарушений порядка исчисления сумм страховых взносов (не оспариваемых страхователем) обществу доначислены взносы в сумме 48 865,50 руб., исчисление Управлением штрафа в размере 20%, то есть в сумме 9 773,10 руб., соответствует приведенной норме права, доказательств несоразмерности вмененного наказания в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено, обществом соответствующих возражений не приведено.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотрены положениями части 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", однако их наличие и возможность применения в рассматриваемом случае приведенной нормы права обществом не доказаны.

При этом, начисление пени за нарушение сроков внесения во внебюджетный фонд страховых взносов также является правомерным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно положениям пунктов 1 - 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А71-7487/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также