Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу n А60-823/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-1994/2008-АК
г. Пермь 18 апреля 2008 года Дело № А60-823/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р., при участии: от заявителя (ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»): не явился, извещен надлежащим образом от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области): не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя – Открытого акционерного общества «Авиакомпания «Уральские авиалинии» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2008 г. по делу № А60-823/2008 принятое судьей Гаврюшиным О.В., по заявлению Открытого акционерного общества «Авиакомпания «Уральские авиалинии» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления, установил:
Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Уральские авиалинии» (далее – заявитель, общество, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2008 г. № 17/16, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Роспотребнадзор) о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 10 000 рублей. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2008 г. (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2008 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в части признания нарушений, указанных в пункте 2 оспариваемого постановления, и, соответственно, снизить размер штрафа, ссылаясь на не применение судом норм, подлежащих применению, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемо дела. В обоснование жалобы заявитель указывает на недоказанность административным органом в действиях общества нарушений, указанных в п.2 оспариваемого постановления, поскольку информация потребителям предоставлялась надлежащим образом. Также считает необоснованным вменение нарушений о непредоставлении информации по грузовым перевозкам, так как данная информация предоставляется агентами по продаже грузовых авиаперевозок, а проверка проводилась в местах продажи пассажирских перевозок. Кроме того, считает необоснованным вывод суда о том, что заинтересованным лицом при назначении наказания учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В судебном заседании приобщены к материалам дела документы, приложенные к апелляционной жалобе. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, Роспотребнадзором письменный отзыв на жалобу не представлен. В соответствии с ч.3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) неявка участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы. Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.10.2007 г. № 2392 сотрудниками Роспотребнадзора в отношении общества была проведена проверка, в том числе по соблюдению требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон, Закон «О защите прав потребителей»). Результаты мероприятий оформлены актом от 14.12.2007 г. (л.д. 51-83 т.1). По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 27.12.2007 г. (л.д. 125-126 т.2). В ходе проверки Роспотребнадзором установлены нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых работах (услугах), об исполнителе работ и режиме работы т.д., поименованной в акте и протоколе об административном правонарушении. 09.01.2008 г. заинтересованным лицом вынесено постановление № 17/16, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В данном постановлении перечислены нарушения, как они описаны были в протоколе по делу об административном правонарушении (л.д.128-129 т.2). Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исключив из состава вменяемого правонарушения нарушения, указанные в пунктах 3, 4 постановления, и признав наличие события по нарушениям, указанным в пунктах 1 и 2, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления в полном объеме. Исходя из доводов апелляционной жалобы усматривается, что заявитель оспаривает решение суда только в части привлечении к ответственности за нарушения, указанные в п.2 оспариваемого постановления, и не соглашается с максимальным размером штрафа. Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения в отношении нарушений, указанных в п.2 оспариваемого постановления, является ошибочным ввиду следующего. В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административным правонарушениям являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении. В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). В соответствии с ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа. Как следует из п.2 оспариваемого постановления заявителю вменено следующее: в пунктах продажи перевозок (в авиакассах авиакомпании по адресам: ул. 8 Марта, 46, ул. Большевистская, 87, ул. Малышева, 53 в г.Екатерибурге) при оплате и/или при оформлении перевозки в наглядной и доступной форме не представляется необходимая и достоверная информация для потребителей-пассажиров об условиях перевозки, в том числе информация: -указанная в оформленном перевозочном документе; -об условиях применения тарифа; -о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; -о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ; - о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; - о правилах перевозчика – авиакомпании, а равно, как и об условиях: при оформлении перевозки пассажира (багажа, груза), в том числе в случаях утраты пассажиром личного билета, при задержке и отмене рейса (изменения маршрута перевозки) регистрации пассажиров и оформления багажа, перевозки отдельных категорий пассажиров, приема груза к перевозке, прекращения договора воздушной перевозки пассажира (договора воздушной перевозки груза), возврата денежных сумм, уплаченных пассажиром за перевозку и т.д. Также п.2 постановления обществу вменено, что им при оплате и/или при оформлении перевозки в наглядной и доступной форме не представляется необходимая и достоверная информация для потребителей – грузоотправителей об условиях перевозки, в том числе: об условиях применения тарифа, требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (п.1 ст.8 Закона). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей (п.2 ст. 8 Закона). Условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее - багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее - груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, определяются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82 (далее – Правила). Пунктом 37 Правил установлено, что при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна. Вместе с тем, законодатель не определяет в какой именно форме перевозчик или уполномоченный агент должен предоставлять пассажиру соответствующую информацию. В силу Закона «О защите прав потребителей», вышеуказанных Правил, а также принимая во внимание содержание телефонограммы Департамента государственной политики в области гражданской авиации относительно письма Минтранса от 27.02.2008 г. № 01-01-02/547 (представлена заявителем суду апелляционной инстанции), следует, что информация должна быть доведена до пассажиров в любой удобной для него форме. Согласно представленным в материалы дела документам (брошюра, плакат, журнал авиакомпании – л.д.1-106 т.2) усматривается, что в них необходимая информация имеется. Факт нахождения указанных источников при проверке в пунктах продажи Роспотребнадзором никак не опровергнут. В материалы дела представлены также выписки из системы бронирования, правил пересечения государственной границы, перевозки несопровождаемого ребенка, домашних животных, тарифная информация и условия применения тарифа (л.д.30-46, 85-91, 96-143 т.1), которые содержатся в системе продаж и свидетельствуют о том, что при оформлении пассажирских перевозок билетный кассир предоставляет потребителю необходимую и интересующую его информацию (л.д.47-50 т.1). В оспариваемом постановлении отражено, что необходимая и достоверная информация не предоставляется именно при оплате и/или оформлении перевозок. Однако, исходя из акта проверки, протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления невозможно определить, каким образом административный орган установил, что поименованная в п.2 постановления информация не доводится до сведения потребителей. Из представленных в материалы дела фотографий (л.д. 107-109 т.2) следует, что административным органом зафиксирован только факт отсутствия информации на вывесках, размещенных на витринах, наружных стенах авиакасс, а также на установленных на полу плакатах. В связи с чем, административным органом был сделан вывод о непредоставлении информация в пунктах продажи потребителям. Вместе с тем, факт отсутствия спорной информации на вывесках и плакатах не свидетельствует о том, что она не доводится до сведения пассажиров иным способом. Из материалов дела не усматривается, что сотрудники Роспотребнадзора установили факт непредставление информации именно в процессе оформления и/или оплаты пассажирских перевозок. Иное в нарушение ст. 65 АПК РФ суду апелляционной инстанции Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу n А71-7896/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|