Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу n  А25-1207/08-12. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-16, e-mail: info@16AAS.ARBITR.RU

                                  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                               Дело  № А25-1207/08-12

26 марта 2009 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 г., полный текст постановления изготовлен 26 марта  2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  Афанасьевой Л.В.

Судей Мельникова И.М., Фриева А.Л.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2008 по делу № А25-1207/2008

по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

 -  Министерство финансов Российской Федерации

 - Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

 - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики

 - Правительство Карачаево-Черкесской Республики

об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа (судья Дышекова А.С.)

при участии  в судебном заседании:

от заявителя: Косова Е.Г. по доверенности от 10.03.2009 № 321, Лафишев А.З. по доверенности от 31.10.2008 № 1334,

от заинтересованного лица: Кабардаев А.Х. по доверенности № 10 от 10.03.2009, Гергова М.Б. по доверенности № 11 от 10.03.2009,  

от третьих лиц:

 - Министерства финансов Российской Федерации – не явились, извещены (уведомление № 00058)

 - Федерального агентства по образованию (Рособразование) – не явились, извещены (уведомление № 00056)

- Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики – не явились, извещены (уведомления № 00053, № 00054)

- Правительства Карачаево-Черкесской Республики – не явились, уведомлены (уведомление № 00055),

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее – Территориальное управление) об оспаривании представления  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.10.2008 № 58.

Определением суда от 12.11.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию (Рособразование), Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и с учетом уточнений просил признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КЧР от 09.10.2008 №58 в части подпункта 1.1 пункта 1, в остальной части заявил отказ от требований. Судом приняты уточнения заявленных требований.

Решением суда от 24.12.2008 признан недействительным, как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации подпункт 1.1 пункта 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике от 09.10.2008 №58 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части нецелевого использования 5 716 900 (пять миллионов семьсот шестнадцать тысяч девятьсот) руб. бюджетных средств. В остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Учреждения признаков нецелевого использования бюджетных средств, в связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении оспариваемым представлением прав и законных интересов Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также его несоответствии Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. Территориальное управление указывает, что имелось нецелевое использование Учреждением денежных средств федерального бюджета, не в соответствии с целями, определенными титульным списком. Оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно-распорядительного характера, в связи с чем, данный спор неподведомственен арбитражному суду. Оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов Учреждения и не влечет для него неблагоприятных правовых последствий.

Представители Территориального управления - Кабардаев А.Х. и Гергова М.Б. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения.

Представители Учреждения - Косова Е.Г. и Лафишев А.З. доводы отзыва поддержали.

От Правительства Карачаево-Черкесской Республики поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Правильность решения суда от 24.12.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2008 по делу № А25-1207/2008  является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность в сфере профессионального образования на основании лицензии № №001637 выданной Министерством образования России 10.12.2003 сроком до 10.03.2009. Учреждение имеет свидетельство о государственной аккредитации № 1345, выданное Министерством образования России 09.03.2003 сроком до 11.02.2009.

Территориальным управлением в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проведена проверка использования Учреждением средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 №803 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 №270, от 24.03.2008 №199), а также эффективности использования объектов федеральной собственности, закрепленных за Учреждением за период с 01.01.2007 по 30.06.2008. По результатам проверки составлен акт от 29.08.08, в котором зафиксировано, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств в размере 5 716 900 руб.

После рассмотрения материалов проверки и разногласий, представленных Учреждением, руководителем Территориального управления вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.10.2008 №58. Подпунктом 1 пункта 1 представления ректору предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений законодательства, а именно: нецелевого использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов в размере 5 716 900 руб.

 Полагая представление Территориального управления в части указания на необходимость принятия ректором мер по недопущению в дальнейшем нецелевого использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов в размере 5 716 900 руб. незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в этой части.

Судом апелляционной инстанции рассмотрен довод жалобы о том, что оспариваемое предписание Территориального управления не отвечает признакам ненормативного правового акта, в связи с чем, данный спор неподведомственен арбитражному суду, и отклонен по следующим основаниям.

Правовой статус органов финансово-бюджетного надзора определен Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н.

В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1).

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право среди прочих направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7).

Исходя из вышеназванных норм Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике  обладает полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и вынесению предписаний по устранению выявленных нарушений.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы, а также положений главы 24 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств) вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В подпункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Материалами дела подтверждается, что Территориальным управлением в рамках реализуемых им полномочий, в качестве применения мер принуждения за нарушение Учреждением бюджетного законодательства, вынесло предписание. Данный документ адресован руководителю Учреждения - ректору; носит властно-распорядительный характер, поскольку содержит не только информацию

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу n А22-1527/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда полностью и принять новый с/а  »
Читайте также