Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А20-3054/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

02 июля 2015 года                                                                                    Дело № А20-3054/2012                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – Служба заказчика администрации г. Нальчика

на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 по делу № А20-3054/2012 (под председательством судьи Шокумова Ю.Ж.)

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа» (ИНН 0713002018, ОГРН 1020700739586) 

к муниципальному унитарному предприятию жилищного хозяйства – Служба заказчика администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711015491, ОГРН 1020700737750),

третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – администрация городского округа Нальчик,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по управлению городским имуществом администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике,

о признании отсутствующим права хозяйственного ведения,

третьи лица: Местная администрация городского округа Нальчик, Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика» местной администрации городского округа Нальчик,

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства - Служба заказчика администрации г. Нальчика в лице конкурсного управляющего Романенко Н.Н.

к Местной администрации городского округа Нальчик, обществу с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа», г. Нальчик,

о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения,

при участии в заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа»: Кушхова А.А. - представитель по доверенности от 12.02.2015, Иванова В.С. (учредитель) и Галушкиной М.А. (директор),

от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – Служба заказчика администрации г. Нальчика в лице конкурсного управляющего Романенко Н.Н.: представитель Курдугова М.М. по доверенности № 4 от 20.03.2015, Романенко Н.Н. (лично),

 в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищного хозяйства – Служба заказчика (далее – предприятие) о признании отсутствующим зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 525,8 кв. м (в том числе 118,8 кв. м подвала), расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Нальчик, пр. Ленина, 43 (далее – встроенные нежилые помещения).

Исковые требования основаны на том, что право хозяйственного ведения у МУП ЖХ-СЗ на спорные нежилые помещения не возникло и государственная регистрация указанного права не соответствует нормам материального права и нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует в реализации преимущественного права на приобретение имущества, предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ).

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.08.2012 удовлетворено заявление администрации городского округа Нальчик (далее – администрация) о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Администрация просила суд признать отсутствующим зарегистрированное за предприятием право хозяйственного ведения на встроенные нежилые помещения и путем аннулирования соответствующей записи признать недействительной государственную регистрацию указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент по управлению городским имуществом администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013, иск общества и самостоятельные требования администрации удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2013 судебные акты отменены, дело № А20-3054/2012 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, поскольку не установлены дата и основания возникновения права муниципальной собственности на спорные помещения, а также лицо, осуществляющее функции собственника в отношении него.

При новом рассмотрении определением от 19.10.2013 объединены дела                         №№ А20-3054/2012 и А20-4631/2013 по иску предприятия к администрации о признании права хозяйственного ведения на встроенные нежилые помещения. Делу присвоен номер № А20-3054/2012.

Решением от 08.07.2014, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2014, суд заменил в связи с переименованием третье лицо – Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик на МКУ «Управление городского имущества местной администрации городского округа Нальчик»; удовлетворил иск общества и самостоятельные требования администрации; признал отсутствующим зарегистрированное за предприятием право хозяйственного ведения на встроенные нежилые помещения и указал, что решение является основанием для внесения в ЕГРП записи об аннулировании записей о государственной регистрации права хозяйственного ведения; отказал в удовлетворении иска предприятия.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2015 постановление апелляционной инстанции от 05.11.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, а именно: дать правовую оценку постановлениям администрации от 30.09.1998 № 1091 и от 18.12.2000 № 1514, распоряжениям Департамента по управлению городским имуществом от 21.12.2000 № 762, от 02.08.2001 № 445, от 13.11.2001 № 642, акту прима-передачи от 27.09.2001 муниципального имущественного комплекса РЭУ-5 (бывший ЖЭК-5) на баланс предприятия с перечнем имущества. Кроме того, суду апелляционной инстанции следует проверить доводы предприятия о том, что дочернее МУП «ЖЭУ № 5» создано в 2002 году (после реорганизации) и спорное имущество не включено в его уставной капитал.

В судебном заседании конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – Служба заказчика администрации г. Нальчика в лице конкурсного управляющего Романенко Н.Н. и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители общества с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа» поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Правильность решения проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Предметом спора по настоящему делу являются нежилые помещения общей площадью 525,8 кв.м (118,8 кв.м подвала), расположенные в жилом доме по адресу: г. Нальчик, пр. Ленина, 43. Исходя из характера заявленных требований, спорным является вопрос о наличии либо отсутствии права хозяйственного ведения на спорные помещения у предприятия.

Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

На основании пункта 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 постановление от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В пункте 5 постановления № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и в отношении недвижимого имущества возникают с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункт 52 постановления № 10/22).

Предприятие в обоснование исковых требований ссылается на то, что право хозяйственного ведения является ранее возникшим и перешло к нему в порядке универсального правопреемства от правопредшественников.

Суд апелляционной инстанции находит указанный довод предприятия необоснованным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, МУП ЖХ-СЗ создано в результате перерегистрации муниципального учреждения «Департамент производственного жилищного хозяйства – Служба заказчика г. Нальчика», что подтверждается постановлением главы администрации г. Нальчика от 18.12.2000 № 1514, распоряжением Департамента по управлению городским имуществом от 21.12.2000 № 762, свидетельством о государственной регистрации юридического лица (том № 4, л.д. 85-88). Само муниципальное учреждение «Департамент производственного жилищного хозяйства – Служба заказчика г. Нальчика» возникло в результате реорганизации в форме разделения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – Служба заказчика, что подтверждается постановлением главы администрации от 30.09.1998 года № 1091 (том № 4, л.д. 83-84)

Согласно уставу от 08.07.1998 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – Служба заказчика является вновь созданным юридическим лицом, муниципальным учреждением на праве оперативного управления без установления положений о правопреемстве.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования (дата публикации в «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, № 30, ст. 3594). Таким образом, по состоянию на дату создания муниципального учреждения «Департамент производственного жилищного хозяйства – Служба заказчика г. Нальчика» (30.09.1998) правило о государственной регистрации прав на недвижимое имущество действовало, а следовательно, право оперативного управления подлежало обязательной государственной регистрации.

Согласно уставу (пункт 1.1) МУП ЖХ-СЗ создано в результате реорганизации путем преобразования муниципального учреждения «Департамент производственного жилищного хозяйства – Служба заказчика г. Нальчика». В соответствии с пунктом 5.1 весь имущественный комплекс предприятия является муниципальной собственностью и передан последнему на праве хозяйственного ведения на основании договора с Департаментом по управлению городским имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения МУП ЖХ-СЗ также подлежало государственной регистрации и не могло считаться возникшим без регистрации.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения за МУП ЖХ-СЗ произведена 07.09.2011 не на основании передачи спорных помещений в уставной фонд предприятия, а на основании постановления администрации от 10.05.2011 года № 863 о возврате имущества, вынесенного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А61-4046/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также