Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А20-3054/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

05 ноября 2014 года                                                                          Дело № А20-3054/2012                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – Служба заказчика администрации                         г. Нальчика

на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 по делу № А20-3054/2012 (под председательством судьи Шокумова Ю.Ж.),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа» (ИНН 0713002018, ОГРН 1020700739586, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр-кт Ленина, 43) 

к муниципальному унитарному предприятию жилищного хозяйства – службы заказчика администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711015491, ОГРН 1020700737750, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Ногмова, 64),

третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – администрация городского округа Нальчик,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по управлению городским имуществом администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике,

о признании отсутствующим права хозяйственного ведения,

третьи лица: Местная администрация городского округа Нальчик, Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика» местной администрации городского округа Нальчик,

по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства - Служба заказчика администрации г. Нальчика в лице конкурсного управляющего Н.Н. Романенко

к Местной администрации городского округа Нальчик, обществу с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа», г. Нальчик

о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения,

при участии в заседании представителей:

от Муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства - Служба заказчика администрации г. Нальчика в лице конкурсного управляющего Н.Н. Романенко: Курдугова М.М. (доверенность от 29.09.2014),

 в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Транссервисавиа» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищного хозяйства – службы заказчика администрации городского округа Нальчик (далее – МУП ЖХ-СЗ, предприятие), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  Департамент по управлению городским имуществом администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, о признании отсутствующим зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 525,8 кв. м (в том числе 118,8 кв. м подвала), расположенные в жилом доме по адресу г. Нальчик, пр. Ленина, 43.

Исковые требования основаны на том, что право хозяйственного ведения у МУП ЖХ-СЗ на спорные нежилые помещения не возникло и государственная регистрация указанного права не соответствует нормам материального права и нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует в реализации преимущественного права на приобретение имущества, предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ).

Определением суда от 09.08.2012 удовлетворено заявление администрации городского округа Нальчик (далее – администрация) о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: о признании отсутствующим зарегистрированного за МУП ЖХ-СЗ права хозяйственного ведения на встроенные нежилые помещения общей площадью 525,8 кв. м (в том числе 118,8 кв. м подвала), расположенные в жилом доме по адресу г. Нальчик, пр. Ленина, 43, и признании недействительной государственной регистрации указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем аннулирования соответствующей записи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент по управлению городским имуществом администрации городского округа Нальчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013, иск общества и самостоятельные требования администрации удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2013 судебные акты отменены, дело А20-3054/2012 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, поскольку не установлены дата и основания возникновения права муниципальной собственности на спорные помещения, а также лицо, осуществляющее функции собственника в отношении него.

При новом рассмотрении настоящее дело объединено с делом № А20-4631/2013 по иску предприятия в лице конкурсного управляющего Н.Н. Романенко к администрации о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Нальчик, пр. Ленина, 43: 1) встроенное нежилое помещение площадью 407 кв.м., 1 этаж, инвентарный номер 6124-В, запись о государственной регистрации права №07-07-01/040/2011-509, 2) встроенное нежилое помещение, площадью 118,8 кв.м. (подвал), инвентарный номер 6124-А, запись о государственной регистрации права № 07-07-01/071/2011-012. Делу присвоен № А20-3054/2012.

Решением суда от 08.07.20214 иск общества и самостоятельные требования администрации удовлетворены; в иске предприятию отказано. Суд посчитал недоказанным факт приобретения предприятием права хозяйственного ведения на спорное имущество до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе возникновение данного права в порядке универсального правопреемства. Суд установил, что предприятие создано в результате реорганизации путем преобразования Департамента жилищного хозяйства - служба заказчика города Нальчика, однако, доказательств передачи спорного имущества правопредшественнику предприятия не представлено. Предприятие не является правопреемником муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная контора № 5». Избранный обществом и администрацией способ защиты права признан надлежащим, поскольку внесенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним недостоверные сведения о праве хозяйственного ведения предприятия спорными нежилыми помещениями нарушают преимущественное право общества как арендатора на приобретение указанных помещений в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ. Заявленное самостоятельное требование администрации является негаторным требованием, направленным на устранение препятствий в пользовании муниципальным имуществом путем аннулировании ничтожной записи в ЕГРП и недопущении его реализации через конкурсную массу предприятия, признанного банкротом.

В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда от 08.08.2014 отменить. По мнению заявителя, обществом избран ненадлежащий способ защиты своих прав. Судом не учтены указания суда кассационной инстанции и не принято во внимание, что способ защиты, описанный в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22), является вещно-правовым, поэтому не может быть использован обществом (арендатором) для защиты своих прав. Право на выкуп муниципального имущества общество защищает в рамках дела № А20-1918/2011, в связи с чем иск о признании права отсутствующим не подлежит удовлетворению. Кроме того, судом не оценен довод предприятия о том, что общество не обладает преимущественным правом на приобретение имущества в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ. Самостоятельные требования администрации направлены на незаконное изъятие имущества учредителем (собственником) у унитарного предприятия. Суд не дал надлежащей правовой оценки доказательствам, подтверждающим возникновение у предприятия права хозяйственного ведения на спорное нежилое помещение в силу закона и в порядке универсального правопреемства (в результате реорганизации МУП «ЖЭК № 5» путем присоединения к предприятию). Спорное помещение непрерывно (с 1969 до 2001 года) находилось на праве хозяйственного ведения у правопредшественника предприятия - МУП «ЖЭК № 5», а с 2001 года - на праве хозяйственного ведения у предприятия. Правопредшественником предприятия является не Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика, а Производственное управление жилищного хозяйства, созданное еще в 1980 году, в состав которого входили жилищно-эксплуатационные конторы № 1-8, что подтверждается исторической справкой архивного отдела администрации г. Нальчика. МУП «ЖЭУ № 5» (дочернее предприятие) создано в 2002 году; помещение ему в уставной капитал не передавалось, так как балансовая стоимость имущества превышала размер его уставного капитала.

Отзывы на жалобу суду не предоставлены.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 13.09.2014 на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено и отклонено ходатайство предприятия об истребовании дополнительных доказательств, как несоответствующее требованиям статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд представителей не направили.

Правильность решения проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предприятия, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что решение суда следует оставить в силе, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, администрация городского округа Нальчик является учредителем МУП ЖХ-СЗ. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 5.1. Устава). На момент утверждения устава уставный фонд предприятия составлял 3 362,1 млн. руб. Источником формирования уставного фонда являлись муниципальный жилой фонд, общежития, прочее движимое и недвижимое имущество.

Постановлением Главы местной администрации г. Нальчика № 52 от 19.01.2007 муниципальное учреждение управления «Производственное управление коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика» переименовано в муниципальное учреждение «Объединение жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика». Постановлением и. о. главы местной администрации г. Нальчика № 91 от 29.01.2008 утвержден в новой редакции устав муниципального учреждения «Объединение жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика». Как следует из пункта 2.1. названного устава, муниципальному учреждению «Объединение жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика» переданы функции муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – Служба заказчика.

Постановлением Главы местной администрации г. Нальчика № 1246 от 27.09.2007 у муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства – служба заказчика постановлено изъять муниципальный жилой фонд, находящийся у него в хозяйственном ведении, и передать муниципальному учреждению «Объединение жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика» на праве хозяйственного ведения в соответствии с территориальной принадлежностью домов согласно приложению (том 4, л.д. 124-130).

У МУП ЖХ-СЗ фактически изъяты и переданы с его баланса на баланс муниципального учреждения «Объединение жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – служба заказчика» жилой фонд с встроенными нежилыми помещениями и автономные котельные. Отдельным актом данная передача не оформлена, в то же время, данное обстоятельство не оспаривается.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда КБР с учетом постановлений апелляционной и кассационной инстанций по делу № А20-119/2008.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2007 по делу № А20-360/2007, МУП ЖХ-СЗ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.04.2008 по делу № А20-119/2008 постановление Главы местной администрации г. Нальчика № 1246 от 27.09.2007 признано недействительным.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А63-728/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также