Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу n А63-10840/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки 03 июня 2014 года Дело № А63-10840/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интермикс Мет» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.03.2014 по делу № А63-10840/2013 (судья Быков А.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Интермикс Мет» (г. Лермонтов, ОГРН 1037739608411) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757), Министерству имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644) третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737), администрация города Лермонтова, г. Лермонтов, об установлении кадастровой стоимости, при участии: от ООО «Интермикс Мет»: представителя Осадчего О.А. по доверенности №14 от 26.03.2014, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, УСТАНОВИЛ:
ООО «Интермикс Мет» в лице филиала ООО «Интермикс Мет» (далее – истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – кадастровая палата), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление Росреестра) со следующими требованиями приведенными в иске. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Лермонтова и министерство имущественных отношений по Ставропольскому краю и управление Росреестра. По ходатайству истца суд определением от 03.02.2014 произвел замену ответчика управление Росреестра на министерство имущественных отношений по Ставропольскому краю (далее – министерство). Решением от 13.03.2014 суд в иске отказал. Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего. Как видно из материалов дела обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: участок с кадастровым номером 26:32:010104:42, площадью 37 908 кв. м, расположенный в городе Лермонтове, по улице Промышленной, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2011 № 26-АЗ 585546 и выпиской из ЕГРП; - участок с кадастровым номером 26:32:010104:33, площадью 19 687 кв. м, расположенный в городе Лермонтове, по улице Промышленной, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.02.2013 № 26-АЗ 050879 и выпиской из ЕГРП; - участок с кадастровым номером 26:32:010104:44, площадью 62 557 кв. м, расположенный в городе Лермонтове, по улице Промышленной, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2012 № 26-АЗ 709997 и выпиской из ЕГРП. Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 № 203 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012. В частности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:32:010104:42 утверждена кадастровая стоимость в размере 68 070 637 рублей 44 копеек, в отношении участка с кадастровым номером 26:32:010104:33 утверждена стоимость в размере 35 362 326 рублей 24 копеек и участка с кадастровым номером 26:32:010104:44 утверждена кадастровая стоимость в размере 112 332 353 рублей 76 копеек. В июле 2013 года Торгово-промышленная палата Ставропольского края по заказу общества выполнила оценочные работы по определению рыночной стоимости указанных земельных участков и подготовила отчет от 31.07.2013 № 112/01/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровыми номерами 26:32:010104:42, 26:32:010104:33 и 26:32:010104:44 по состоянию на 01.01.2012 определена соответственно в размерах 9 098 000 рублей, 5 119 000 рублей и 14 388 000 рублей. Общероссийской общественной организацией «Российским обществом оценщиков» было подготовлено экспертное заключение от 16.10.2013 № 1556/2013-07 на отчет об оценке № 112/01/13. Полагая, что отчетом об оценке № 112/01/13 определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010104:42, 26:32:010104:33 и 26:32:010104:44 общество обратилось в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в размере 9 098 000 рублей, 5 119 000 рублей, 14 388 000 рублей на дату 01.01.2012 и обязании уполномоченного органа внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Истец, полагая, что обращение в комиссию не является обязательным, обратился в арбитражный суд с иском. Исходя из предмета рассматриваемого спора, требований статьи 24.19 Закона о государственной кадастровой оценки, требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является требованием об оспаривании кадастровой стоимости, путем установления новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков 9 098 000 рублей, 5 119 000 рублей и 14 388 000 рублей (предмет иска). При этом основанием иска является определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером на основании отчета от 31.07.2013 № 112/01/13. Судом установлено, что рыночная стоимость земельных участков, определенная на основании отчета от 31.07.2013 № 112/01/13, отличается от кадастровой стоимости участков более чем на 30 процентов (более 80 процентов по всем участкам). С учетом предмета заявленных требований и сложившейся судебной практики по рассмотрению дел об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд принимает меры к проверке представленного отчета на соответствие требованиям действующего законодательства и стандартам оценки. В соответствии с правовой позицией, изложенной в ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязанность доказывания определения рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости возлагается на истца. Согласно статьям 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Учитывая существенное отличие рыночной стоимости участка от установленной кадастровой стоимости, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленный отчет от 31.07.2013 № 112/01/13 и установил следующее. Объектом оценки являлись три земельных участка из земель населенных пунктов, расположенных в городе Лермонтове, по ул. Промышленная, 7, с видом разрешенного использования – для эксплуатации производственных зданий, строений, сооружений (участки с к/н 26:32:010104:44, площадью 62 557 кв. м и 26:32:010104:42, площадью 37 908 кв. м), для производственной деятельности (участок с к/н 26:32:010104:33, площадью 19 687 кв. м). Оценка проводилась оценщиком Ивашковой Н.П. по состоянию на 01.01.2012 в целях определения рыночной стоимости земельных участков и использования результатов оценки в целях принятия управленческих решений (лист 7 отчета). В отчете указано, что для определения рыночной стоимости земельных участков выбран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256 (далее - ФСО № 1) оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Согласно методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 № 568-р (далее - Методические рекомендации), на сравнительном подходе основаны метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения. На доходном подходе основаны метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. Элементы затратного подхода в части расчета стоимости воспроизводства или замещения улучшений земельного участка используются в методе остатка и методе выделения. В силу пункта 14 ФСО № 1 сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами – аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом – аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Согласно пункту 22 ФСО № 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен, в том числе, выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения; скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу n А61-2933/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|