Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А15-4103/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                         

16 мая 2014 года                                                                                Дело № А15-4103/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2014 по делу № А15-4103/2013

по заявлению МУП «Дербентсервис» о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении штрафа (судья З.Т.Тагирова) 

при участии в судебном заседании:

от Департамента Росприроднадзора по СКФО с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Алиева К.А. по доверенности от 09.01.2014 №03;

от муниципального унитарного предприятия «Дербентсервис» с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Аскендеров Р.Я. по доверенности от 01.02.2013.

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Дербентсервис» (далее – МУП «Дербентсервис», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу (далее - Махачкалинский отдел по надзору на море Департамента Росприрднадзора по СКФО, административный орган) от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Заявление общества мотивировано отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения.

Решением от 24.02.2014 суд требование заявителя удовлетворил, признал незаконным постановление Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06 декабря 2013 года №13-0001/581-Вн.-3 о наложении на МУП «Дербентсервис» по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ штрафа в размере 180 000 рублей и отменил его.

Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить Решение Арбитражного суда Республики Дагестан и отказать в удовлетворении требований заявителя об отмене постановление Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06 декабря 2013 года №13-0001/581-Вн.-3.

По мнению апеллянта действия заинтересованного лица в полной мере соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами административного дела, а выводы суда о том, что административным органом не доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, противоречат материалам дела.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в  отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной внеплановой проверки госинспектором Махачкалинского отдела по надзору на море Сулеймановым Ш.Б. составлен акт проверки №13-0001/507-Вн от 23.10.2013.

Из этого акта проверки видно следующее:

предприятием несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2011 года, 3 квартал 2013 года;

предприятием не разработан паспорт опасного отхода за 2012 год(масла моторные отработанные -3 класс опасности);

предприятие не оборудовало гараж и автостоянку (площадку автотранспорта) маслоулавливателем и ливневой системой водоотведения;

предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе его хозяйственной деятельности, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствуют, не представлен отчет в Управление Росприроднадзора по РД по форме 2ТП-(воздух) за 2011 -2012 годы, чем нарушены статьи 22,23,67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть статьи 22, часть 2 статьи 22,25,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», за которое предусмотрена административная ответственность АО части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении от 25.11.2013 №!3-0001/581-Вн.-3 следует, что госинспектором Сулеймановым Ш.Б. составлен протокол об административном правонарушении №13-0001/581-Вн-3 в присутствии директора предприятия Гаджимурадова Г.И.

Из протокола об административном правонарушении усматривается следующее: в ходе проверки в отношении предприятия выявлено, что предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарного источника (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе его хозяйственной деятельности, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствует, нарушены статьи 22,23,67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 22, части 2 статьи 22, статьи 25,30 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Определением от 25.11.2013 №13-0001/581-Вн.-3 госинспектор Сулейманов Ш.Б. назначил время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час.40 мин. 06.12.2013. В перечисленных выше акте проверки, протоколе об административном правонарушении и в определении о назначении административного дела госинспектором сделаны записи об отказе от подписании и получении этих документов без указания фамилии, имени и отчества лица, отказавшегося их принять и подписать.

Сопроводительным письмом от 25.11.2013 №1667/13, врученным 28.11.2013, Махачкалинский отдел по надзору на море по почте направил предприятию акт проверки от 25.11 .2013, предписания, протокола об административном правонарушении от 25.11.2013 №13-0001/581-Вн.-1, №13-0001/581-Вн.-2, №13-0001/581-Вн.-3, №13-0001/581-Вн.-4, №13-0001/581-Вн.-5, №13-0001/581-Вн.-6 и определения от 25.11.2013 о назначении времени и месте рассмотрения административных дел №13-0001/581-Вн.-1, №13-0001/581-Вн.-2, №13-0001/581-Вн.-3, №13-0001/581-Вн.-4, №13-0001/581-Вн.-5, №13-0001/581-Вн.-6.

Ходатайством от 05.12.2013 №238 предприятие обратилось в Махачкалинский отдел по надзору на море о рассмотрении ходатайства и об отложении рассмотрения административных дел, назначенных на 06.12.2013, в том числе и дела №13-0001/581-Вн.-3, назначенного на 06.12.2013 на 10 час.40 мин., на более позднюю дату, поскольку представитель предприятия не может явиться на рассмотрение указанных дел, занят в рассмотрении другого гражданского дела, назначенного на то же время в Дербентском городском федеральном суде. К ходатайству приложены копия выданной Аскендерову Р.Я. судебной повестки Дербентского городского федерального суда о назначении дела на 10 час.00 мин. 06.12.2013, выписанной на имя МУП «Дербентсервис», и копия выданной предприятием Аскендерову Р.Я. доверенности от 01.02.2013. Данное ходатайство согласно выписке из журнала в Махачкалинском отделе по надзору на море зарегистрировано вх.№0799/13 10.12.2013.

На основании перечисленных выше акта проверки, протокола об административном правонарушении от 06.12.2013 госинспектор Сулейманов Ш.Б. в отсутствие заявителя вынес постановление от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о признании виновным предприятия в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

С постановлением Махачкалинского отдела по надзору на море от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении штрафа заявитель не согласился и оспорил его в судебном порядке.

Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из следующего.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон №96-ФЗ, Закон об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Закон об охране окружающей среды) не использует термин «вредное вещество», применяя понятие «загрязняющее вещество». Под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизма нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из содержания названных норм законов следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.

В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешение нельзя считать доказанным

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

На основании части 4 статьи 23 Закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 12 Закона об охране окружающей среды в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А15-3901/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также