Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу n А25-2412/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А25-2412/2012

11 октября 2013 г.                                                                             

           

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,  

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2013 по делу № А25-2412/2012,

по заявлению открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети» (ИНН 0901048801, ОГРН 1020900513215) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам,

об оспаривании решения от 31.10.2012 по делу № 53 о нарушении законодательства о защите конкуренции, предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, от 31.10.2012 № 42 и постановления о назначении административного наказания от 31.01.2013 № 220-2/3, (судья Биджиева Р.М.,),

при участии в судебном заседании:

от  Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике – Бабаев К.А. по доверенности от 16.01.2013 №83-2 и Матакаев И.И. по доверенности от 24.09.2013 №2700-1/3;

от   открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети» - Осмаева С.М. по доверенности от 29.11.2012 №875.    

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Черкесские городские электрические сети» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным   решения от 31.10.2012 по делу № 53 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.10.2012 №  42 Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС).

Заявление открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети» принято судом к производству, делу присвоен №А25-2412/2012.

Впоследствии 11.02.2013 открытое акционерное общество «Черкесские городские электрические сети» обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31.01.2013 № 220-2/3 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявление открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети» принято судом к производству, делу присвоен №А25-219/2013.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» определением арбитражного суда от 28.02.2013 требования ОАО «Черкесские городские электрические сети» заявленные по делам №А25-2412/2012 и №А25-219/2013 объединены в одно производство в порядке части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их совместного рассмотрения, объединенным делам присвоен №А25-2412/2013 (л.д.29-31, т.2).

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.04.2013 по ходатайству представителя заинтересованного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (л.д.92-94, т.2).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2013 по делу требования общества удовлетворены. Признаны недействительными    решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31.10.2012 по делу № 53 о признании Открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети»   нарушившим пункт 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и предписание № 42 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.10.2012; взысканы расходы в сумме   2 000   рублей (с учетом определения об устранении опечатки).

 Признано незаконным и отменено  постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31.01.2013 № 220-2/3 по делу № 280-а о привлечении Открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 300 000)рублей.

Решение мотивировано тем, что общество не допустило нарушений Закона о защите конкуренции при установлении сбытовой надбавки (формировании резерва сомнительных долгов). Общество правомерно, на основании статей 266 НК РФ, в допустимых пределах сформировало резерв сомнительных долгов, расходы на его покрытие правомерно включены в затраты на сбытовую деятельность при установлении тарифа.  Нарушений при формировании цен не установлено. Оснований для выдачи предписания об устранении правонарушений и принятии постановления о привлечении к административной ответственности не имелось.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм права, указывает

 Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2013   подлежит  отмене.

Из материалов дела усматривается.

Открытое акционерное общество «Черкесские городские электрические сети» в рассматриваемый период 2010-2012 годы являлось гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции в порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции 02.10.2012 руководителем антимонопольного органа издан приказ № 202 о возбуждении дела по признакам нарушения ОАО «ЧГЭС» пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в манипулировании ценами на розничных рынках электрической энергии (мощности) при установлении сбытовой надбавки (формировании резерва сомнительных долгов) и создании Комиссии по рассмотрению дела № 53 о нарушении антимонопольного законодательства (л.д.72 т.1).

  Основанием явилось то, что 29.12.2011 в Главном управлении Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам состоялось заседание Правления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам по вопросу об установлении сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Черкесские городские электрические сети» на 2012 год, на котором рассматривался вопрос об установлении сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика.  В своем заключении рабочая группа Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предложила включить в затраты на сбытовую деятельность ряд статей расходов, в числе которых находятся «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в объеме 17 000 000 рублей (л.д.41-51 т.1).

При проведении проверки материалов антимонопольным органом установлено, что в резерв по сомнительным долгам по наибольшим начислениям регулярно включается задолженность следующих хозяйствующих субъектов: 2010 год: ОАО «Водоканал» - 6 442 336 руб., ОАО «Электротехническая компания» -1 957 087 руб., ООО «Центральный рынок» - 2 706 985 руб., ОАО «ЧЗРТИ» - 567 637 руб.; 2011 год: ОАО «Водоканал» - 10 357 077 руб., ОАО «ЧЗРТИ» - 2 705 817 руб., ООО «Центральный рынок» - 923 420 руб., 2012 год: ОАО «Водоканал» - 742 259 руб., ОАО «ЧЗРТИ» - 1 188 326 руб.

Достаточных мер  гражданско-правового путем предъявления претензий и исков общество не принимало,  возможностями ограничения и прекращения подачи энергии  воспользовалось. Долги указанных должников не списывались и не переводились в ранг безнадежных, а резерв по сомнительным долгам может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов, в нарушение статьи 266 НК РФ регулярно включаются в резерв сомнительных долгов, превышающий 10% от выручки.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, включенные в затраты на сбытовую деятельность, увеличивают сам тариф на электроэнергию.   Расходы на формирование резерва возвращаются ОАО  «Черкесские городские электрические сети» через тариф и в то же время взыскиваются с должников. Отсюда следует, что доход извлекается два раза.

Решением от 31.10.2012 (резолютивная часть оглашена 24.10.2012) общество признано нарушившим пункт 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в манипулировании ценами.

31.10.2012 обществу выдано предписание прекратить нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в манипулировании ценами на розничных рынках электрической энергии (мощности) при установлении сбытовой надбавки (формировании резерва сомнительных долгов).

На основании решения антимонопольным органом возбуждено административное производство.

05.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении с участием представителя общества; протокол вручен представителю общества под расписку.

31.01.2013 в присутствии представителя общества принято постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа 300000 рублей.

Полагая, что решение, предписание и постановление противоречат законодательству и нарушают права, общество обратилось в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 -ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»   государственное  регулирование   цен   (тарифов)   осуществляется   в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться в том числе принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 57.1. Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (ред. от 27.06.2013) "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"  величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.

 Согласно пункту 10 Приказа ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» в соответствии с Основами ценообразования при установлении сбытовых надбавок регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов ГП.

 В соответствии с пунктом 11 Методических указаний (приказа ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э) необходимая валовая выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования включает расходы, относимые на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением, и определяется исходя из предложений ГП о величине экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, относимых на население в соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу n А22-2663/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также