Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А63-17959/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело № А63-17959/2012 19 сентября 2013 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 г. Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Афанасьевой Л.В., Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2013 по делу № А63-17959/2012 (судья Лукьянченко Т.С.) по заявлению открытого акционерного общества «Управление жилым фондом», г. Пятигорск, ОГРН 1102632000305, к Инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности от 03.08.2012 № 130, № 226, № 227, № 230, решений об отказе в возмещении полностью сумм НДС от 22.06.2012 № 102, от 03.08.2012 № 103, № 104, № 105, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем возмещения НДС в сумме 33 655 273 руб., при участии в судебном заседании: от Инспекции ФНС России по г. Пятигорску: Колесников А.Ю. по доверенности от 19.08.2013 и Пириев С.Р. по доверенности от 09.01.2013; от открытого акционерного общества «Управление жилым фондом»: Пророкова Е.А. по доверенности от 13.09.2013 и Супрунов А.Ю. по доверенности от 13.09.2013.
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Управление жилым фондом» (далее - общество, управляющая компания, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.08.2012 № 130, № 226, № 227, № 230, решений об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 22.06.2012 № 102, от 03.08.2012 № 103, № 104, № 105, обязании устранить нарушения путем возврата НДС за 1 квартал 2009 года в сумме 526 639,27 руб., за 2 квартал 2009 года в сумме 6 132 896 руб., за 3 квартал 2009 года в сумме 4 458 263,15 руб., за 4 квартал 2009 года в сумме 22 537 475 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2013 требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края об отказе в привлечении к ответственности ОАО «Управление жилым фондом» (далее - ОАО «УЖФ», Общество) от 03.08.2012 № 130, № 226, № 227, № 230, решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость от 03.08.2012 №102, № 103, № 104, № 105 как несоответствующие Кодексу. Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем возмещения НДС за 1 квартал 2009 года в размере 526 639,27 руб., за 2 квартал 2009 - 6 132 896 руб.; за 3 квартал - 4 458 263 руб., за 4 квартал 2009 - 22 537 475 руб. Решение мотивировано тем, что управляющая компания, осуществившая капитальный ремонт жилых домов путем заключения договоров подряда с подрядчиками и оплатившая подрядчикам по счетам-фактурам с выделением НДС выполненные работы за счет средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-фз «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», приобрела право на получение налогового вычета по НДС. Управляющая компания правомерно применила положения пункта 2 статьи 154 НК РФ и не включила в налоговую базу сумму субсидий. Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное. Считает, что суд неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Полагает, что средства, полученные в рамках целевой программы, неправомерно не учитывались обществом в составе налогооблагаемой базы по НДС. Работы, выполненные подрядными организациями, не принимались к учету; затраты по оплате капитального ремонта осуществлялись не за счет собственных средств; общество выступало как посредник между собственниками жилых помещений и подрядчиками. Представители доводы поддержали. Открытое акционерное общество «Управление жилым фондом» представило отзыв, в котором просило оставить без изменения решение суда как законное и обоснованное. Представители доводы поддержали. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение подлежит отмене. Из материалов дела усматривается. Инспекцией ФНС России по г. Пятигорску проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций управляющей компании по НДС за 1 - 4 кварталы 2009 года, представленных 21.03.2012, составлены акты № 1123, № 1174, № 1176, № 1177 от 04.07.2012. По результатам рассмотрения актов камеральных налоговых проверок, материалов проверки, возражений по актам, заместителем руководителя инспекции приняты решения № 130 от 03.08.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 102 от 22.06.2012 об отказе в возмещении суммы НДС, которыми налогоплательщику отказано в применении налоговых вычетов за 1 квартал 2009 года в сумме 2 173 720 руб. и в возмещении НДС в сумме 526 640 руб. (т.4 л. д. 57, 65); решения № 226 от 03.08.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 103 от 03.08.2012 об отказе в возмещении сумм НДС, которыми отказано в применении налоговых вычетов за 2 квартал 2009 года в сумме 3 032 068 руб. и в возмещении НДС в сумме 6 132 896 руб. (т. 4 л. д. 59, 72); решения № 227 от 03.08.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 104 от 03.08.2012 об отказе в возмещении сумм НДС, которыми отказано в применении налоговых вычетов за 3 квартал 2009 года в сумме 7 579 934 руб. и в возмещении НДС в сумме 4 458 263 руб. (т. 4 л. д. 61, 79); решения № 230 от 03.08.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 105 от 03.08.2012 об отказе в возмещении сумм НДС, которыми отказано в применении налоговых вычетов за 4 квартал 2009 года в сумме 4 306 754 руб. и в возмещении НДС в сумме 22 537 475 руб. (т. 4 л. д. 63, 87). Не согласившись с решениями, заявитель обратился с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю. Решениями по апелляционным жалобам № 06-38/017004 от 21.09.2012 апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения (т. 4 л. д. 123 - 166). Получив отказ в удовлетворении жалоб, общество обратилось в суд с заявлением. В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Управление жилым фондом» является управляющей компанией, заключившей договоры на управление многоквартирными домами, принявшей на себя обязанность обеспечивать управление переданными ему жилыми зданиями, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию жилых зданий, по ремонту общего имущества в жилых зданиях, а также обеспечивать жилищными и коммунальными услугами нанимателей, собственников помещений и лиц, пользующихся помещениями в жилых зданиях (том 7 л.д. 154-237). Статьей 3.2 Устава общества «Управление жилым фондом» к уставным видам деятельности отнесены, в частности, выполнение функций управляющей организации (управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, осуществление строительных и ремонтных работ, в том числе капитального характера, оказание услуг населению). В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством управляющая компания является исполнителем работ (услуг), в том числе по капитальному ремонту в многоквартирном доме. На оценку взаимоотношений сторон по договору управления не влияет собственными ли силами выполняет управляющая компания работы по капитальному ремонту или привлекает иных лиц (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07). При таких обстоятельствах управляющая компания при исчислении НДС обязана определить налоговую базу по НДС по правилам ст. 153 НК РФ, в которой указано, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Это соответствует правовой позиции, изложенной ВАС РФ в постановлении Президиума от 16.11.2010 N 10841/10. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (статья 1) (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ предусмотрено, что участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Перечисленные цели реализуются посредством предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок. Статьей 18 указанного Закона предусмотрено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Субъектом Российской Федерации может Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А15-1155/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|