Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу n А61-422/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 21 мая 2013 года Дело № А61-422/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.06.2012 по делу № А61-422/2012 (судья Акимцева С.А.) по заявлению ЗАО «Кавказэлектронстрой» (ИНН 1503008336; ОГРН 1021500675481) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (ИНН 1513000015; ОГРН 1101516001575) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900068; ОГРН 1041501903739) об оспаривании ненормативных правовых актов, при участии в судебном заседании: от ЗАО «Кавказэлектронстрой» – Кодзаева Э.Э. по доверенности от 25.03.2013 № 27; от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу – Бугаенко В.В. по доверенности от 28.12.2012., Плиевой О.А. по доверенности от 22.03.2013 № 04-04/04137; от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания – Кесаева З.С. по доверенности от 01.04.2013 № 03-07/02822, УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.06.2012: удовлетворены требования ЗАО «Кавказэлектронстрой» (далее – общество, заявитель) об оспаривании решения от 02.11.2011 №89, требования от 22.11.2011 №10698 инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее – инспекция) и решения от 16.12.2011 №36 Управления федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания (далее – управление) в части взыскания налога на добавленную стоимость (далее – НДС), а также соответствующих ему сумм пеней и штрафа; прекращено производство по делу в части требований общества об оспаривании акта проверки инспекции от 10.08.2011; обществу возвращено из федерального бюджета 10 000 рублей излишне уплаченной госпошлины, с инспекции и управления взыскано 4 000 рублей и 2 000 рублей соответственно в возмещение расходов общества по уплате госпошлины. Постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 01.10.2012 решение суда от 27.06.2012 о признании недействительным решения инспекции от 02.11.2011 № 89, требования от 22.11.2011 № 10698, решения управления от 16.12.2011 № 36 в части начисления обществу 6 663 020 рублей НДС, 1 626 282 рубля 87 копеек пеней по НДС и 1 190 177 рублей 40 копеек штрафа - отменено. В удовлетворении заявления общества в этой части - отказано. В остальной части решение суда от 27.06.2012 оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.02.2013 апелляционное постановление в части отмены решения суда от 27.06.2012 и отказа в удовлетворении требований общества отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Кассационная инстанция указала на неполное выяснение судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и отсутствии оценки по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленных в дело доказательств, недостаточной обоснованности выводов. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить судебный акт в части удовлетворенных требований и отказать в иске в этой части, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам. В частности, инспекция не согласна с выводами суда: о неправомерности включения оспариваемым решением инспекции в налогооблагаемую базу авансовых платежей, полученных обществом от Комитета ЖКХ РСО-А по государственному контракту от 27.05.2009 на приобретение квартир, а также денежных средств, внесенных физическими лицами в счет долевого участия в строительстве жилья; о необоснованности отказа в принятии к вычету сумм НДС по задолженности с истекшим до 01.01.2006 сроком исковой давности. Управление в отзыве поддерживает доводы инспекции и считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность ее доводов, просит отказать в ее удовлетворении, считая судебное решение законным и обоснованным. В судебном заседании представители общества, инспекции и управления поддержали изложенные в отзывах и жалобе доводы. Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов – главной книги ЗАО «Кавказэлектронстрой» за 2009 год. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд удовлетворил заявленное ходатайство. Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в отношении общества инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет НДС за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 10.08.2011 №72дсп (т.1, л.д.16-30), зафиксировавший допущенные обществом нарушения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), которые привели к неправильному исчислению налоговой базы по НДС и к неуплате данного налога в сумме 6 663 020 рублей. В частности, инспекция указала, что: - поступившие на расчетный счет общества авансовые платежи по государственному контракту от 27.05.2009 не были включены в налогооблагаемую базу по НДС в нарушение статьи 154 НК РФ; - общество оказывало дольщикам услуги по организации строительства жилого дома, которые в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ облагаются НДС, являясь, по сути, реализацией работ (услуг). Денежные средства от реализации не были включены в налогооблагаемую базу по НДС в нарушение статьи 154 НК РФ; - в нарушение части 9 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 119-ФЗ), общество приняло к вычету суммы НДС по задолженности с истекшим до 01.01.2006 сроком исковой давности. Рассмотрев акт проверки, возражения налогоплательщика от 05.09.2011, инспекция вынесла оспариваемое решение от 02.11.2011 №89 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в размере 1 332 604 рублей. Решением также предложено взыскать с общества недоимку по НДС в сумме 6 663 020 рублей, пени в сумме 1 626 282, 87 (т.1, л.д.44-57). На основании данного решения обществу выставлено требование от 22.11.2011 №10698 об уплате указанных сумм в срок до 13.12.2011. Решением управления от 16.12.2011 №36 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 02.11.2011 №89 оставлена без удовлетворения (т.1, л.д.63-70). Из обстоятельств дела усматривается, что предметом заключенного между обществом (застройщиком) и Комитетом ЖКХ РСО-А (заказчиком) государственного контракта от 27.05.2009 является (пункт 2.1) приобретение заказчиком жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, расположенном в г. Беслане по ул. Победы, для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилья (т.2, л.д.61-70). В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 93 200 559 рублей, в том числе НДС 18% - 14 217 034 рубля, является твердой и не подлежит изменению. Пунктом 3.4 контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 30% цены контракта, перечисляемый в течение 15 дней со дня его подписания. Полная оплата государственного контракта осуществляется в течение 2010 года только после государственной регистрации права собственности РСО — Алания на жилые помещения (квартиры) и передачи их заказчику. Данный авансовый платеж в полном объеме поступил на расчетный счет общества на основании платежных поручений от 20.08.2009 № 455 и от 11.09.2009 №188 на 10 000 000 рублей и 17 960 200 рублей соответственно (т.2, л.д.71-72). При этом в платежном поручении от 20.08.2009 № 455 НДС не выделен, а в платежном поручении от 11.09.2009 указан НДС в размере 2 739 691,53 руб. Налоговый орган, ссылаясь на то, что государственный контракт фактически является договором купли-продажи, и стороны государственного контракта определили цену реализации имущества с учетом НДС, авансовые платежи за реализацию подлежат налогообложению. Из пояснений представителей налогового органа следует, что дополнительное соглашение, в котором уточняется цена контракта, не включающая в себя НДС, обеими сторонами не подписана, что расценивается, как нежелание сторон по договору воспользоваться льготой, установленной НК РФ. Суд правомерно посчитал ошибочной позицию налогового органа в связи со следующим. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, приняв решение о предоставлении Республике Северная Осетия-Алания финансовой поддержки на реализацию республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, платежным поручением от 08.04.2009 №348 перечислило Министерству финансов РСО-Алания 86 900 200 рублей. В графе «назначение платежа» указано - безвозмездное поступление в бюджет РСО-Алания от ГК-Фонда реформирования ЖКХ на переселение в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2008 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение правления Фонда от 06.04.2009, протокол №71. Согласно выпискам из лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств за 2009 год и расходным расписаниям №31 и 21 за 2009 год денежные средства были перечислены Комитету топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания без НДС, который, в свою очередь, заключил с обществом государственный контракт от 27.05.2009. В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). В соответствии с пунктом 2 статьи 38 НК РФ под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ) инвестициями являются денежные средства, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Предметом договора в инвестировании строительства жилых помещений является участие организации в финансировании строительства жилых домов с последующим предоставлением квартир в указанном в договоре количестве. Данная сделка также содержит условие о сроках, порядке и объемах инвестирования, свидетельствующее об участии, в данном случае Комитета ЖКХ, в качестве участника в строительстве с внесением инвестиций. Следовательно, государственный контракт от 27.05.2009 является договором инвестирования в строительстве, носит инвестиционный характер, поэтому передача обществу аванса в размере 30% от цены государственного контракта не является частичной оплатой в счет выполнения работ и не признается объектом налогообложения по НДС. Суд верно отметил следующее. В проверенном периоде времени строительство окончено не было. Возможность использования налогоплательщиком льготы, установленной статьей 149 НК РФ, не носит заявительного характера, тогда как отказ от ее использования должен быть заявлен налогоплательщиком в письменном виде путем подачи заявления в налоговый орган. Государственный контракт с условием, в котором его цена указана с суммой НДС, не может быть расценен как заявление налогоплательщика об отказе от пользования льготой, установленной законом. На основании изложенного ошибочен вывод налогового органа о том, что подписав государственный контракт, общество отказалось от применения льготы, установленной НК РФ. Также судом обоснованно не принят довод налогового органа о том, что выделение в одном из платежных поручений суммы НДС (от 11.09.2009 №188, Т.2 л.д.71) является достаточным основанием для доначисления суммы НДС, так как недочеты и ошибки в первичных бухгалтерских документах, не препятствующие налоговому органу при проведении налоговой проверки исследовать юридическую природу, характер и назначение поступивших денежных средств, в данном случае полученных обществом от Комитета ЖКХ в размере 30% от стоимости государственного контракта, не являются основанием для признания факта отказа общества от льготы, и основанием, позволяющим изменить назначение денежных средств, в том числе и в зависимости от несогласованности действий сторон по государственному контракту. На основании изложенного суд правомерно посчитал, что ненормативные акты налогового органа в части доначисления НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 4 265 115 рублей, а также соответствующих ему сумм пени и штрафа, являются необоснованными. Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу n А63-7801/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|