Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2013 по делу n А61-2756/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки 15 апреля 2013 года Дело №А61-2756/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года. Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2013 по делу № А61-2756/2012 (судья Коптева М.Б.) по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390) с участием третьих лиц: ООО «Осетия-Энергосети», МУП «ВКХ Правобережного района» о признании незаконными и подлежащими отмене решения и предписания УФАС по РСО-Алания по делу № 01-04/26-08-12; при участии в судебном заседании: от ОАО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» - Шамилева И.Н. по доверенности от 15.01.13 № 16, Валиахметова Е.М. по доверенности от 09.01.13, Николова З.Ю. по доверенности от 24.12.12 № 53, в отсутствие иных лиц участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее – ОАО «Севкавказэнерго», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 18.09.2012 и предписания от 22.07.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган) по делу №01-04/26-08-12. Заявление мотивировано тем, что в нарушение условий договора энергоснабжения от 14.03.2011 №30525, заключенного между ОАО «Севкавкзэнерго» и МУП ВКХ Правобережного района, последний не в полном объеме оплачивал потребленную энергию, в связи с чем, образовалась задолженность за потребленную энергию, подтвержденная вступившими в законную силу судебными актами по делам №А61-76/12 и №А61-1021/12. В соответствии с пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения функционирования) ОАО «Севкавказэнерго» письмами от 29.6.2012 №04-01/1143 и от 17.07.2012 №04-01/1751 предложило МУП ВКХ Правобережного района погасить задолженность, сообщив, что в противном случае исполнение договора энергоснабжения будет прекращено соответственно с 18.07.2012 и с 03.08.2012. Также заявитель направил сетевой организации ООО «Осетия-Энергосети» письма от 11.07.2012 №04-01/1211 и от 27.07.2012 №04-01/1330. УФАС по РСО-Алания, посчитав направление вышеуказанных писем о расторжении договора энергоснабжения и нарушение порядка инициирования ограничения режима потребления электроэнергии МУП ВКХ Правобережного района, как злоупотребление ОАО «Севкавказэнерго» доминирующим положением, повлекшим ущемление интересов МУП ВКХ Правобережного района, вынесло решение о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и выдало предписание о прекращении нарушения Закона Обществом. По мнению заявителя, обжалуемое решение УФАС по РСО-Алания содержит выводы, противоречащие действующему законодательству в области электроэнергетики и нарушает права и интересы ОАО «Севкавказэнерго» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решением суда от 06.02.2013 в удовлетворении требований Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) о признании недействительными и отмене решения от 18.09.2012 и предписания от 22.07.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390) по делу № 01-04/26-08-12 отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия ОАО «Севкавказэнерго» по направлению писем об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения от 14.03.2011 № 30525, нарушение порядка инициирования ограничения режима потребления электрической энергии, не соответствуют Федеральному закону №135-ФЗ «О защите конкуренции» и не направлены на понуждение контрагента на активные действия по погашению образовавшейся задолженности, а являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемление интересов других лиц. Не согласившись с таким решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем что, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи, с чем подлежит отмене. По мнению общества, законодатель позволяет при одностороннем отказе от исполнения договора вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии Потребителям, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, обязывая при этом всего лишь соблюсти сроки, установленные для введения частичного ограничения режима потребления. УФАС по РСО-Алания представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению. В судебном заседании представители общества поддержали апелляционную жалобу и просили решение суда отменить, заявление общества удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в жалобе. УФАС по РСО-Алания и третьи лица ООО «Осетия – Энергосети», МУП «ВКХ Правобережного района» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие УФАС по РСО-Алания и третьих лиц в соответствии со ст. 156 АПК РФ. Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в базе данных по МУП ВКХ Правобережного района обратилось в УФАС по РСО-Алания с заявлением, в котором сослалось на нарушение ОАО «Севкавказэнерго» статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), выразившееся в направлении ему уведомления о прекращении в одностороннем порядке договора энергоснабжения №30525 от 14.03.2011, в случае не погашения предприятием в срок до 10.07.2012 имеющейся у него перед Обществом задолженности. В жалобе указывалось, что 13.07.2012 МУП ВКХ Правобережного района получило письмо от ООО «Осетия-Энергосети», в котором сообщалось о расторжении ОАО «Севкавказэнерго» договора электроснабжения с предприятием в одностороннем порядке с 09 час. 00 мин. 18.07.2012, в связи с чем, ООО «Осетия-Энергосети» обязано ввести полное ограничение режима подачи электроэнергии для нужд предприятия. Своими действиями ОАО «Севкавказэнерго», по мнению предприятия, нарушает антимонопольное законодательство, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, а также экологической безопасности в городе Беслан. Рассмотрев данное заявление в рамках дела №01 -04/26-08-12, антимонопольный орган 18.09.2012 вынес решение о признании ОАО «Севкавказэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившиеся в действиях: - по направлению писем №04-01/1211 от 11.07.2012 и №04-01/1330 от 27.07.2012 о расторжении договора энергоснабжения №30525 от 14.03.2011; - по нарушению порядка инициирования ограничения режима потребления электрической энергии МУП «ВКХ Правобережного района» (письма №04-01/1211 от 11.07.2012 и №04-01/1330 от 27.07.2012), в результате которых ущемлены интересы МУП ВКХ Правобережного района. ОАО «Севкавказэнерго» выдано предписание №01-04/26-08-12 от 22.07.2011 в течение пяти рабочих дней с момента его получения прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции, а также совершить действия по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства: - отозвать у ООО «Осетия-Энергосети» письмо №04-01/1330 от 27.07.2012, либо сообщить ООО «Осетия-Энергосети» о его недействительности; - уведомить МУП «ВКХ Правобережного района» о том, что ОАО «Севкавказэнерго» отозвало у ООО «Осетия-Энергосети» письмо №04-01/1330 от 27.07.2012 либо о том, что ОАО «Севкавказэнерго» сообщило ООО «Осетия-Энергосети» о недействительности письма №04-01/1330 от 27.07.2012. Не согласившись с данными решением и предписанием ОАО «Севкавказэнерго» обратилось с настоящим заявлением в суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя указал, что согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 204 АПК РФ). В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, актами федерального антимонопольного органа. Пунктом 2 названной статьи установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры; злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках. Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе других действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов, за исключением случаев, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ или при осуществлении контроля за экономической концентрацией установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) не является доминирующим. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Частью 1 установлен перечень таких действий (бездействия), который не является закрытым. В соответствии с приказом ФСТ России №9-э от 22.01.2007 ОАО «Севкавказэнерго» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и является гарантирующим поставщиком на территории РСО-Алания. Приказом УФАС по РСО-Алания от 15.09.2009 №53-Р Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара или услуги долю более 35%, в связи с чем, его положение на соответствующем товарном рынке признано доминирующим. Таким образом, действия ОАО «Севкавказэнерго», признанного в установленном порядке занимающим доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля. Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №30) следует, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2013 по делу n А15-784/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|