Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А53-30452/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-30452/2014

17 сентября 2015 года                                                                       15АП-13989/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2015 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.

при участии:

от истца: представитель Денисова Д.С., паспорт, доверенность № ТЦФТО-СК/009 от 25.05.2015

от ответчика: адвокат Привалов Д.А., удостоверение, доверенность № 34 от 18.02.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мактрен-Нафта»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 02.07.2015 по делу № А53-30452/2014 (судья Тер-Акопян О.С.)

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Мактрен-Нафта» (ИНН 2352034566, ОГРН 1032329061588)

о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мактрен-Нафта» (далее - ООО «Мактрен-Нафта», общество, ответчик) о взыскании 6 629 574 руб. 77 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (уточненные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 135, т. 1).

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 36 УЖТ РФ, обязывающей грузополучателя принять груз на станции назначения, ответчиком допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Темрюк, факт задержки оформлен актами общей формы, на основании которых начислена плата за время нахождения вагонов в сумме 6 629 574,77 руб.

Решением от 02.07.2015 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что обязанность внесения платы за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от владельца, возложена на общество пунктом 17.4 договора на эксплуатацию пути необщего пользования от 28.03.2012 № 290/7. Материалами дела подтверждена задержка вагонов на путях общего пользования станции Темрюк по причинам, зависящим от общества (невыполнение технологических норм погрузки вагонов). Неблагоприятные погодные условия, препятствующие швартовке судов, не являются обстоятельствами непреодолимой силы применительно к обязанностям грузополучателя как стороны договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, поскольку грузополучатель при должной степени заботливости и осмотрительности не предпринял мер к соблюдению технологических сроков выгрузки (установление со своими контрагентами оптимального количества груза, создание терминальных возможностей для приемки груза).

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.07.2015, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права. В силу пункта 17.8 договора от 28.03.2012 N 290/7 и абзаца 10 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами вследствие обстоятельств непреодолимой силы, наличие которых в спорный период подтверждено заключениями Темрюкской торгово-промышленной палаты от 26.02.2014 и от 17.03.2014. Вывод суда первой инстанции о правомерности применения в расчете платы за задержку вагонов на путях общего пользования коэффициента 3,159, установленного приказом ФСТ России от 27.11.2012 N 301-т/1, противоречит условиям договора от 28.03.2012 N 290/7. Спор рассмотрен с нарушением правил о подсудности, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Верховным Судом Российской Федерации окончательного судебного акта по делу №А53-17320/2014.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Рассмотрев ходатайство ответчика о приостановлении производства по настоящему делу, апелляционный суд счел его подлежащим отклонению, поскольку  разрешение кассационной жалобы по делу №А53-17320/2014 в кассационной инстанции не препятствует рассмотрению настоящего дела, дата  рассмотрения жалобы к настоящему времени не определена,  дело для рассмотрения в судебном заседании коллегии не передано.

  

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать.

Как следует из материалов дела и установлено судом, правоотношения сторон, связанные с перевозкой грузов, урегулированы договором N 290/7 от 28.03.2012 г. на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования ООО «Мактрен-Нафта» при станции Темрюк СКЖД, а также договором на организацию расчетов N 2933/05-09 от 14.05.2009 г.

На основании договора N 290/7 ответчик осуществляет прием грузов (пропан, бутан, пропано-бутановые смеси) на частично принадлежащих ему, а частично арендованных путях необщего пользования, примыкающих к станции Темрюк.

В соответствии с п. 1 договора N 290/7, ответчик осуществляет выгрузку грузов на ж.д. пути необщего пользования, который объединяет в себе:

- ж.д. путь необщего пользования протяженностью 2478 м, являющийся собственностью ООО «Мактрен-Нафта», примыкающий к ж.д. пути необщего пользования N 2 ООО «Порт Мечел Темрюк» стрелочным переводом N 22. Границей пути является предельный столбик стрелочного перевода N 22.

- ж.д. путь необщего пользования протяженностью 1190м, арендованный у ОАО «Агрорыбсервис» примыкающий к пути N 10 парка «Б» станции Темрюк стрелочным переводом N 35. Границей пути является предельный столбик стрелочного перевода N 35.

- ж.д. путь необщего пользования протяженностью 11164 м арендованный у ООО «Гелиос» примыкающий к пути N 6 парка «А» станции Темрюк централизованным съездом N 15/17. Граница пути изолирующий стык светофора М-25.

В соответствии с п. 6 договора N 290/7, перевозчик осуществляет подачу вагонов на один из свободных выставочных путей N 1,2,3,4,5,6 парка «А» или N 7,9,10 парка «Б» станции Темрюк. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки, отстоя.

Пунктом 12 договора N 290/7 на ж.д. пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов, который составляет 6 часов на одновременно поданную партию вагонов.

В соответствии с п. 14 договора N 290/7 максимальная суточная перерабатывающая способность по выгрузке составляет 80 вагонов. В соответствии с п. 7 договора количество одновременно сдаваемых владельцу вагонов, устанавливается по вместимости выставочного пути.

Пунктом 15 договора установлен порядок внесения платежей, начисляемых за услуги, согласно которому, расчеты производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 14.05.2009 N 2933/05-09, код плательщика 1002633096, заключенного между владельцем и ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказкого территориального центра фирменного транспортного обслуживания.

Как следует из искового заявления, в спорный период по настоящему иску с 25 января по 14 февраля 2014 г. в адрес ответчика на станцию назначения Темрюк прибывали вагоны с грузом пропан, фракция пропан-бутановая. В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки, перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз на станцию назначения. На грузополучателя в свою очередь, ст. 36 УЖТ РФ возложена обязанность принять груз на станции назначения.

Ответчик не выполнил свои обязательства надлежащим образом и не обеспечил прием груза и размещение его на путях необщего пользования, в результате чего спорные вагоны в большом количестве простаивали на путях общего пользования станции Темрюк.

Обстоятельства задержки вагонов на путях общего пользования зафиксированы в актах общей формы (перечисленных пономерно в расчете исковых требований) в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на путях станции, причина задержки - занятость выставочного пути и нарушение срока оборота вагонов, установленного договором N 290/7. Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями. Возражения ответчика заключаются в том, что, по его мнению, он должен быть освобожден от внесения платы в связи с обстоятельствами форс-мажора, которыми являются неблагоприятные погодные условия, заключающиеся в том, что на акватории морского порта «Темрюк» наблюдался туман, либо ветер более 14 м/с, препятствующие выполнению швартовых операций.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).

В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

В силу названной статьи Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Обязанность вносить спорную плату установлена п. 17.4. договора N 290/7, согласно которому, за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.

Данная формулировка свидетельствует о согласовании сторонами в договоре основания и размера для взыскания платы, за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику.

Правила

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А32-10775/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также