Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу n А32-17813/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-17813/2009

08 апреля 2010 г.                                                                               15АП-2237/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пономаревой И.В.

судей Величко М.Г., Ереминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Пономаревой И.В.

при участии:

от истца:

- Киселева Наталья Павловна, паспорт, доверенность от 08.12.2009 г.

- Балакина Александра Сергеевна, паспорт, доверенность от 08.12.2009 г.

от ответчика:

- Деревенца Иван Викторович, паспорт, доверенность № 23 АД 132145 от 01.02.2010 г.

- Тагирова Галина Михайловна, паспорт, доверенность № 23 АД 132071 от 28.12.2009 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Краснодарское отделениещеь указаные ваниям проекта является необоснованым счетов оектом._________________________________

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 декабря 2009 г. принятое в составе судьи Огилец А.А. по делу № А32-17813/2009 о взыскании 245 000 руб.

по иску: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Краснодарское отделение

к ответчику: открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» Краснодарское отделение (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт» (далее – ответчик) о взыскании 245 000 руб. штрафа за задержку вагонов.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31 декабря 2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» Краснодарское отделение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ и просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы о том, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истец при расчете штрафа за задержку вагонов на путях порта нарушил требования ст. 99 Устава железнодорожного транспорта РФ и указал, что штраф должен начисляться только за время нахождения вагонов по грузовыми операциями, поскольку данный вывод противоречит п. 4.3. и п. 4.5. Правил эксплуатации и обслуживания Железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 г. Вывод суда о нарушении истцом 1-го часового интервала между подачами вагонов противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. Истец указывает, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о нахождении вагонов под грузовыми операциями в период времени оформления перевозочных документов. Истец считает, что время проведение в порту работ таможенными органами входит в общее время нахождения вагонов под грузовой операцией и за время оформления перевозочных документов работниками таможенных органов ответчик должен оплачивать штраф за задержку вагонов. Суд сделал необоснованный вывод о нарушении истцом Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования от 28.11.2006 г. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что вагоны № № 65157216 и 67443580, а также поврежденный портом вагон № 61458634 простаивали на путях порта по причинам, зависящим от истца.

В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители ответчика в судебном заседании доложили отзыв на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом и ОАО «Туапсинский морской торговый порт» 25.06.2008 г. был заключен договор № 85/4  на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», для ОАО «ТМТП» при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор № 85/4).

15.07.2008 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к договору № 85/4, которым внесены изменения в договор, в том числе, в части порядка подач вагонов на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями и порядка передачи уведомления о предстоящей подаче вагонов по телефону-факсу «71-1-25, 3-04-22»и согласования подачи/уборки вагонов по телефону-факсу «73-3-30».

В июле 2008 г. железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования были поданы вагоны, о чем составлены памятки приемосдатчика.

На основании ведомостей подачи и уборки вагонов №№ 071189, 071191, 071193, 071194, 072195, 072196, 072197, 073200, 073202 подписанных портом с оговоркой порту был начислен штраф за задержку вагонов в сумме 454 200 руб., который он оплатил частично в размере 209 200 руб. Отказ порта в оплате 245 000 руб. 00 коп. явился основанием для обращения ОАО «РЖД» в суд настоящими требованиями.

Согласно абзаца 3 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно статье 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 названного Устава.

Согласно названной статье в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

В силу статьи 100 Устава за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 названного Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктом 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, к искам перевозчика о взыскании штрафов должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные перевозчиком требования, например: акт общей формы, коммерческий акт, копия накладной, расчет суммы штрафа, уведомление о размере штрафов, направленное перевозчиком, извещение, направленное перевозчиком грузоотправителю о задержке вагонов, контейнеров, памятка приемосдатчика или ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения принятой заявки на перевозку грузов, вагонный лист и другие документы. Указанные документы представляются в подлинном экземпляре или в форме надлежащим образом заверенной копии. В случае приложения к иску накладной ее копия заверяется перевозчиком (пункт 12 Правил).

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с пунктом 5 договора 85/4 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час после предыдущей. Интервал подачи перевозчиком вагонов на выставочные пути не должен превышать 2 часа 30 минут.

Согласно пункту 7 договора 85/4 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомативом перевозчика на железнодорожные выставочные пути № 5, № 6 парка «В» станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов.

Пунктом 10 договора № 85/4 предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке порт передает уведомление перевозчику: тальман порта по вагонным операциям приемосдатчику станции Туапсе в письменном виде с указанием количества, номеров вагонов и времени готовности вагонов к уборке. На груженные вагоны одновременно с уведомлением порт предъявляет железнодорожную накладную. Вагоны снимаются с ответственности порта после их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику на основании памятки приемосдатчика. Вагоны с импортными грузами снимаются с ответственности после оформления перевозочных документов.

Пунктом 11 договора № 85/4 определено, что поврежденные портом вагоны федерального железнодорожного транспорта числятся находящимися в пользовании у порта до момента оформления и подписания сторонами документов, подтверждающих факт повреждения вагонов.

В тоже время, плата за пользование поврежденным вагоном с момента получения железной дорогой уведомления о готовности поврежденного вагона к уборке взысканию не подлежит. Данная позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда СКО от 22.07.2009 г. по аналогичному делу № А32-21865/2008.

Пунктом 8.1. дополнительного соглашения № 1 от 15.07.2008 г. определено, что вагоны снимаются с ответственности порта после их возвращения на путь сдачи вагонов на основании уведомления о готовности вагонов к уборке и памятки приемосдатчика (т. 1 л.д. 12).

Пунктом 18.14 договора № 85/4 установлено технологическое время на оформление одного перевозочного документа товарной конторой станции Туапсе. При перевозке импортных грузов устанавливается – 13,2 минуты, а 17,9 минут на маршрутную отправку, в случае обработки документов свыше указанного времени данное обстоятельство оформляется актом общей формы и исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами.

Согласно статье 22 УЖТ РФ расходы перевозчика, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, с погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами, контейнерами, и другие, расходы, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано указал, что работа таможенных органов предполагает внесение платы за пользование вагонами,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу n А32-47115/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также