Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А05-957/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 июля 2015 года г. Вологда Дело № А05-957/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года. В полном объёме постановление изготовлено 17 июля 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А., при участии от заявителя Некрасовой Ю.А. по доверенности от 18.04.2014 № 10-1/07/268, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Архангельского отделения № 8637 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2015 года по делу № А05-957/2015 (судья Чурова А.А.), у с т а н о в и л: открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Архангельского отделения № 8637 (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893; место нахождения: 117997, город Москва, улица Вавилова, дом 19; далее – банк, ОАО «Сбербанк России», Сбербанк России) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24, далее – управление, Роспотребнадзор) о признании недействительным предписания от 08.12.2014 № 552/пр. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2015 года по делу № А05-957/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО «Сбербанк России» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Роспотребнадзор в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит основания для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в связи с обращением потребителя от 13.10.2014 № 1487-обр внеплановой документальной проверки деятельности заявителя, управление пришло к выводу о включении банком в договор, заключенный с Крюковым Е.А., условий, ущемляющих его права как потребителя, установленные законом, о чем составлен акт проверки от 08.12.2014 № 552 (том 1, листы 12-15). В целях устранения выявленных нарушений Роспотребнадзором 08.12.2014 ОАО «Сбербанк России» выдано предписание № 552/пр об исключении в срок до 10.02.2015 спорных пунктов договора, либо о приведении их в соответствие с действующим законодательством. Предписано также довести до сведения Крюкова Е.А. измененные условия от 09.12.2009 и условия Тарифов (том 1, листы 9-11). Не согласившись с этим предписанием, банк обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением. При рассмотрении заявленного требования суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя. На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы. В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ № 2300-1, Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Закон о защите прав потребителей. Согласно статье 848 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное. В материалах дела усматривается, что банком по заявлению Крюкова Е.А. от 15.09.2006 оформлена дебетовая карта Сбербанк - Maestro и открыт счет карты, валюта счета – рубль (том 1, лист 16). Из Условий использования международных дебетовых карт Сбербанк - Maestro или Сбербанк-Visa Electron, утвержденных решением комитета Сбербанка России по работе с клиентами от 20.04.2006 № 4, также подписанных Крюковым Е.А. 15.09.2006 (том 1, листы 18-19) следует, что они являются неотъемлемой частью договора (том 1, листы 18-19). В заявлении от 15.09.2016 отмечено, что Крюков Е.А. с Условиями пользования карт и Тарифами Сбербанка России ознакомлен и обязуется их выполнять. Текст Условий использования карт и памятку Держателя получил. Из поступивших в управление 12.10.2014 и 30.10.2014 жалоб Крюкова Е.А. следует, что в период с 07 – 22.09.2014 он вынужден был снимать в банкоматах Банка денежные средства, находящиеся на его банковской карте, в пределах лимита выдачи наличных денежных средств ввиду установленного банком суточного лимита по снятию со счета денежных средств, при этом за снятие денег ему начислялась комиссия Банка. В ходе проверки управление установило, что Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», утвержденные постановлением Правления Сбербанка России от 09.12.2009 № 376 §13а (далее – Условия), действующие с 01.06.2009, содержат в себе следующие условия, ущемляющие права потребителя: пункт 1.4 - банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в договор с предварительным уведомлением клиента не менее, чем за 30 календарных дней в отчете по счету банковской карты и/или через информационные стенды подразделений банка, и\или web-сайт банка; пункт 2.16 предусматривает, что банк имеет право устанавливать лимиты на проведение операций по карте с уведомлением держателя в отчете по счету, через информационные стенды подразделений банка и web-сайт Банка. Альбом тарифов на услуги, предоставляемые ОАО «Сбербанк России» физическим лицам, от 11.04.2012 № 2455 (далее – Тарифы; том 1, листы 20-25) , содержит в себе перечень применяемых банком лимиты и комиссии, а также их размеры. В разделе 6 Тарифов предусмотрен лимит выдачи наличных денежных средств по счету карты в филиалах Сбербанка России и внутренних структурных подразделениях в месяц, а также суточный лимит, установлены размеры лимитов. В частности, в соответствии с Тарифами установлен лимит выдачи наличных денежных средств по счету карты в филиалах Сбербанка России и их внутренних структурных подразделениях в размере 1 500 000 рублей в месяц, суточный лимит - 50 000 рублей, суточный лимит на снятие денежных средств без использования карты в структурных подразделениях территориальных банков по месту ведения счета - 50 000 рублей. В разделе 4 Тарифов предусмотрено условие о взимании комиссии 0, 5% за выдачу наличных денежных средств сверх суточного лимита через кассу, в структурных подразделениях других территориальных банков – 0, 75% в пределах суточного лимита и сверх суточного лимита; через банкоматы за выдачу наличных денежных средств взимается комиссия 0,75% при обслуживании другими территориальными банками /дочерними банками. Управление пришло к выводу и указало в предписание, что названные условия, изложенные в Тарифах, также ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В рассматриваемом случае фактически банком и гражданином Крюковым Е.А. заключен договор о выпуске и обслуживании банковской карты Сбербанк Maestro, в связи с этим в рассматриваемом случае подлежат применению положения ГК РФ о банковском счете. В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Согласно пунктам 1, 2 статьи 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. При этом банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Статьей 848 названного Кодекса определено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное. В соответствии со статьей 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Плата за указанные услуги может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета. В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). Банком в пункте 1.4 Условий включено условие о том, что банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в договор с предварительным уведомлением клиента не менее чем за 30 календарных дней в отчете по счету банковской карты, и /или через информационные стенды подразделений Банка, и/или web-сайт Банка. В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 ГК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По смыслу части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении условий договора должно быть заключено в той же форме, что и договор, то есть в письменной форме. Сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности) процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Из анализа приведенных выше норм следует, что изменение условий договора возможно только в случае получения от клиента согласия в письменной форме. При этом, поскольку одной из сторон спорного договора является потребитель-гражданин, то одностороннее изменение условий договора допустимо только в случаях, предусмотренных Законом. Статья 29 Закона о банках и банковской деятельности, положения ГК РФ и иных федеральных законов права банка на одностороннее изменение условий договора не предусматривают. В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А13-4343/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|