Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А52-2508/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2015 года

г. Вологда

Дело № А52-2508/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 07 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,

при участии от открытого акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» Суворова А.В. по доверенности от 14.01.2015, от Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи Крипаса А.А. по доверенности от 20.05.2015, от Государственного финансового управления Псковской области Корековой Л.А. по доверенности от 14.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции материалы дела № А52-2508/2014 по иску  открытого акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» к Псковской области в лице Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи, Псковской области в лице Государственного финансовой управления Псковской области,

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (место нахождения: 170002, город Тверь, улица Коминтерна, дом 18; ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Псковской области в лице Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи  (место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ОГРН 1096027012399, ИНН 6027122173; далее – Комитет) о взыскании 170 206 руб. 30 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам отдельных категорий, зарегистрированным на территории Псковской области по месту жительства, за период с апреля по октябрь 2011 года.

Определением суда от 06.08.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 30.09.2014 суд на основании частьи 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением суда от 18.11.2014 к участию в деле в качестве соответчика на основании статьи 46 АПК РФ привлечено Государственное финансовое управление Псковской области (далее – Финуправление).

Определением суда от 19.01.2015 Финуправление исключено из числа ответчиков по настоящему спору и в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением суда от 18 февраля 2015 года Обществу отказано в удовлетворении исковых требований.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что право транспортной организации на возмещение расходов, связанных с предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда, предусмотрено пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон              № 17-ФЗ). При этом отсутствие соответствующего договора с уполномоченными органами государственной власти о возмещении перевозчику потерь не может служить основанием для отказа во взыскании убытков, составляющих сумму реально предоставленных гражданам льгот по проезду в железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Считает противоречащим действующему законодательству вывод суда о том, что не имеется оснований для возмещения потерь в доходах Общества в связи с неустановлением тарифов именно для Общества. Указывает, что истец в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Указ № 221) и положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление № 239) обязан применять тарифы, установленные уполномоченным органом государственной власти Псковской области в сфере тарифного регулирования, на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении спора допущено нарушение норм процессуального права, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и являющееся безусловным основанием для отмены решения суда. Принимая во внимание публичный характер спорных правоотношений, необходимость установления источника финансирования заявленных истцом расходов и причин невозможности возмещения их именно Комитетом, а также учитывая положения статьи 1071 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения  арбитражными  судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), апелляционный суд признал ошибочным вывод суда первой инстанции об исключении из числа ответчиков по настоящему спору Финуправления.

При изложенных обстоятельствах определением от 19.05.2013 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению настоящего спора по правилам суда первой инстанции и в порядке части 6 статьи 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве соответчика Финуправление.

В судебном заседании представитель Общества поддержал исковые требования в полном объеме, считая надлежащим ответчиком по настоящему спору Псковскую область в лице Комитета.

Представитель Комитета в судебном заседании требования истца отклонил по основаниям и доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление и апелляционную жалобу.

Представитель Финуправления в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, подержал позицию, изложенную в представленном в суд отзыве, указал, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Комитет, поскольку он осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета в соответствии с возложенными на него полномочиями.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Общества подлежат удовлетворению в заявленном размере за счет публично-правового образования - Псковской области в лице Финуправления, тогда как в иске к Комитету следует отказать. Данный вывод судебной коллегии основывается на следующем.

Как видно из материалов дела, Общество на основании лицензии от 24.03.2010 серии ППБ № 6905200 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2010 № 645-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулировании и контроль» Общество включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте и в отношении его введено государственное регулирование и контроль в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории города Москвы, Московской области, Тверской области.

В период с 01 апреля по 31 октября 2011 года истец на основании договора от 18.01.2011 на выполнение регулярных перевозок по маршруту (маршрутам) железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на территории Тверской области, заключенного с Департаментом транспорта и связи Тверской области, осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Тверской области с заездом на территорию Псковской области. Регулярные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2011 году осуществлялись по маршрутам Бологое Московское – Великие Луки, Ржев-Балтийский – Великие Луки.

В силу сложившегося графика движения пригородных поездов, возможности оборота и экипировки составов указанные маршруты проходят через расположенные на территории Псковской области станции: Бубново, Назимово, Великополье, Сердце, Таборы,  Кунья, Артемово, Кодосно, Жижица.

Из материалов дела также следует, что постановлением администрации Псковской области от 25.03.2011 № 105 (далее – Постановление № 105) утверждены и введены в действие тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Псковской области (далее – Постановление № 105).

Постановлением администрации Псковской области от 10.05.2011 № 166 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения» (далее – Постановление № 166) для отдельных категорий граждан, зарегистрированных на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета, указанных в приложении к настоящему Постановлению, были введены меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов от стоимости проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории области, действовавшие в период с 15.04.2011 по 31.10.2011.

Согласно приложению к Постановлению № 166 правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Псковской области обладают следующие категории граждан: лица, являющиеся пенсионерами, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, подтвердившие данный факт архивными (наградными) документами или записями в трудовой книжке (труженики тыла); лица, являющиеся пенсионерами, принимавшие участие в разминировании народнохозяйственных объектов и территории Псковской области, временно находившихся в зоне оккупации немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (участники разминирования территории Псковской области); ветераны труда, являющиеся пенсионерами, из числа лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда»: награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде на уровне министерств, ведомств СССР или Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, подтвердивших данный факт архивными документами либо записями в трудовой книжке, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ветераны труда); реабилитированные лица; лица, пострадавшие от политических репрессий; граждане, награжденные знаком «Почетный донор России»; граждане, награжденные знаком «Почетный донор СССР».

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 166 льгота распространялась на проезд  только по территории Псковской области.

В 2011 году Компания осуществляла перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по территории Псковской области с применением тарифов, установленных Постановлением № 105, и с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, поименованным в Постановлении № 166.

В период с 15.04.2011 по 31.10.2011 Общество предоставило льготу по оплате проезда 6223 гражданам на общую сумму 170 206 руб. 30 коп.

С сопроводительным письмом от 08.06.2011 Общество направило Комитету на подписание договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Между тем соглашение по подписанию данного договора на 2011 год между сторонами не достигнуто.

Договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Псковской области заключен между Обществом и Комитетом лишь 06.02.2012, его действие распространено на правоотношения, возникшие в период с 01.01.2012 по 31.12.2012. Кроме того, 20.08.2012 сторонами подписан договор оказания услуг № 107 по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения, по условиям которого Общество приняло на себя обязательство в период с 15.04.2012 по 31.10.2012 обеспечить перевозку отдельных категорий граждан с предоставлением льгот по проезду, а Комитет – возместить расходы Общества, связанные с предоставлением данного вида региональных льгот.

В претензии от 30.04.2014 Общество потребовало Комитет возместить потери в доходах, возникшие в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Псковской области в 2011 году.

В ответе от 02.06.2014 на данное претензионное требование Комитет сослался на отсутствие в 2011 году между сторонами договорных отношений по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по установленному администрацией области тарифу и согласованному графику движения поездов, а также на то, что Постановление № 166 утратило силу.

Общество, ссылаясь на необоснованный отказ Комитета в выплате компенсации за организацию перевозки льготных категорий граждан, указывая, что потери в доходах перевозчика в связи с предоставлением на основании Постановления № 166 льгот отдельным категориям гражданам подлежат возмещению публично-правовым образованием, обратилось в суд с настоящим иском.

В силу положений статей 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А05-3521/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также