Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А05-12104/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 марта 2015 года г. Вологда Дело № А05-12104/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года. В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 декабря 2014 года по делу № А05-12104/2014 (судья Дмитревская А.А.),
у с т а н о в и л:
«Тинькофф Кредитные Системы» Банк (закрытое акционерное общество (ЗАО) (место нахождения: 123060, город Москва, 1-й Волоколамский проезд, дом 10, строение 1; ОГРН 1027739642281; ИНН 7710140679; далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; далее – управление, административный орган) от 05.08.2014 № 657/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Парыгина Бориса Михайловича. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены. Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что клиент Банка спорной кредитной картой не пользовался, карту не активировал, доказательств обратного в материалах дела не имеется, вместе с тем долг по кредитной карте, включая плату за обслуживание, начисленные на нее штрафы, пени, страховые взносы, составил 3697 руб. 77 коп. Следовательно, Банком допущено преднамеренное введение потребителя в заблуждение и его обман вследствие списания с кредитной карты платы за обслуживание, а также платы за программу страховой защиты. От Банка и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (ЗАО) зарегистрировано в качестве юридического лица 28.01.1994 Центральным банком Российской Федерации (регистрационный номер 2673); внесено 28.11.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 39 по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739642281. В управление 31.03.2014 поступила жалоба гражданина Парыгина Б.М. на действия Банка. Из жалобы следует, что в августе 2013 года к данному гражданину приходил курьер Банка, Парыгин Б.М. подписал какое-то заявление, никакого договора ему не оставили, Парыгин Б.М. не имел представления о том, что он просил Банк о предоставлении кредита. Курьер отдал Парыгину Б.М. письмо с картой и рекламным буклетом (руководство пользователя). Курьер сообщил, что карта действует полгода, и ничего не говорил про кредит. Картой Парыгин Б.М. не пользовался, не активировал, у него не было желания заключать какой-либо договор кредита. С сентября 2013 года из Банка стали приходить письма о расходах по карте. На запрос Парыгина Б.М. Банк ответил, что договор кредитной карты был заключен, а карта активирована 11.09.2013. Однако в Банк он не звонил, никаких действий по активации не производил. Банк выслал ему подписанную ранее Парыгиным Б.М. заявление-анкету с мельчайшим текстом о том, что последний уполномочивает Банк сделать от его имени безотзывную и бессрочную оферту о заключении универсального договора на условиях, указанных в этом заявлении. Парыгин Б.М. указал, что сотрудники Банка ввели его в заблуждение, не предоставили ему достоверную информацию о заключенном договоре, воспользовавшись тем, что он не понимает сути происходящего и последствий такого вручения карты. Таким образом, Парыгину Б.М. как потребителю не предоставили необходимую и достоверную информацию о предстоящем заключении договора, о предмете и условиях договора. Представители Банка не дали объяснений о том, какие гражданину придется нести расходы, вносить платежи в связи с получением этой кредитной карты, каковы штрафные санкции при просрочке платежей. Заместителем руководителя управления 29.04.2014 вынесено распоряжение № 223 о проведении с целью разрешения обращения потребителя внеплановой документарной проверки Банка по вопросу соблюдения обязательных требований при заключении кредитного договора. Копия распоряжения направлена заявителю 30.04.2014 вместе с запросом о предоставлении документов. Письмом от 13.05.2014 № КБ-0513.471 Банк представил в управление пояснения и запрошенные документы. При рассмотрении объяснения заместителя председателя правления Банка Кобзарь Д.А., заявления-анкеты, подписанного Парыгиным Б.М. 05.06.2013, тарифного плана ТП 7.17 (в рублях Российской Федерации), условий комплексного банковского обслуживания в Банке, общих условий кредитования в Банке, общих условий выпуска и обслуживания кредитных карт в Банке, заключительного счета от 11.02.2014 о расторжении договора кредитной карты № 00******22, заключенного с Парыгиным Б.М., административным органом установлено, что в действиях Банка усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, - иной обман потребителя, выразившийся во введении в заблуждение относительно выпуска и обслуживания кредитной карты № 00*******22 в Банке. В объяснении заместителя председателя правления Банка отсутствует информация о дате активации кредитной карты № 00******22 либо дате получения Банком первого реестра операций, но между тем датой заключения договора кредитной карты № 0045259322 сотрудники Банка считают 11.09.2013. В счете-выписке за период с 12.08.2013 по 11.09.2013 указаны операции по списанию платы за обслуживание - 590 руб., платы за программу страховой защиты - 5,25 руб., причем обе операции проведены 11.09.2013, а счет-выписка сделан за период с 12.08.2014. В последующих счетах-выписках за периоды 12.09.2013 - 12.10.2013, 13.11.2013 - 12.12.2013, 13.12.2013 - 12.01.2014 расходы по карте увеличиваются, при этом потребитель не пользуется денежными средствами, предоставленными кредитной организацией. Банк взимает плату за программу страховой защиты, которая рассчитывается в размере 0,89 % от задолженности. Задолженность, в свою очередь, составила сумма 590 руб. - годовая плата за обслуживание кредитной карты, при этом активации кредитной карты или получения Банком первого реестра операций не произведено. Основным назначением кредитной карты является оплата товаров, работ и услуг путем безналичных расчетов за счет кредитных средств. В заключительном счете от 11.02.2014 Банк уведомляет гражданина о расторжении договора кредитной карты и об истребовании задолженности в размере 3717 руб. 63 коп., из них кредитная задолженность - 15 руб. 80 коп., проценты – 04 руб. 08 коп., плата за годовое обслуживание карты и штрафы за неуплату минимального платежа – 3697 руб. 77 коп. По результатам проверки составлен акт от 30.05.2014 № 223, который направлен заявителю 11.06.2014 заказным письмом вместе с определением от 05.06.2014 о явке в управление 27.06.2014 в 11 час 00 мин для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 КоАП РФ (вручены 16.06.2014). На данное определение Банк представил возражения, ссылался на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности. Главным специалистом-экспертом управления Мигуновой Е.Р. в отсутствие представителя заявителя в отношении Банка 27.06.2014 составлен протокол № 556 об административном правонарушении по статье 14.7 КоАП РФ по факту иного обмана потребителя, выразившегося во введении в заблуждение относительно выпуска и обслуживания кредитной карты № 00******22 в Банке. Протокол направлен Банку письмом от 27.06.2014. Определением от 09.07.2014 № 657/2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.08.2014 в 10 час 30 мин, определение направлено Банку заказным письмом и по факсу, заказное письмо вручено 14.07.2014. Письмом от 04.08.2014 № КБ-0804.226 от Банка поступили пояснения по существу вменяемого ему в вину правонарушения, а также сообщено об отсутствии возможности явиться в управление для участия в рассмотрении административного дела. Заявитель считает, что статья 14.7 не может быть применена в отношении кредитных организаций, так как они не занимаются торговой деятельностью, также сообщает, что пропущен срок давности привлечения его к административной ответственности. Заместителем руководителя управления Носовским Т.И. в отсутствие представителя заявителя 05.08.2014 вынесено постановление № 657/2014 о назначении Банку административного наказания, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. Банк с названным постановлением не согласился и обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с недоказанностью наличия в действиях Банка события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ. Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям. Частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.7 КоАП РФ. В части 2 данной статьи указано, что рассматривать дела от имени данных органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа. В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые относятся к таким формам обмана потребителей, предусмотренным названной нормой КоАП РФ, как обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей. Перечень способов обмана потребителей, указанных в статье 14.7 КоАП РФ, не является исчерпывающим. Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. Субъектом правонарушения является организация, осуществляющая реализацию товаров, выполняющая работы либо оказывающая услуги населению. В данном случае со стороны Банка гражданину-потребителю оказана банковская услуга – выпуск и обслуживание кредитной карты. Административный орган, квалифицировав действия заявителя по статье 14.7 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что Банком допущен иной обман потребителя, выразившийся во введении в заблуждение относительно выпуска и обслуживания кредитной карты № 00******22 в Банке. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что выводы обжалуемого решения о факте активации кредитной карты гражданином в результате его телефонного звонка 11.09.2013 и о том, что Парыгин Б.М. ознакомлен и согласен с действующими Условиями комплексного банковского обслуживания (далее - КБО) (со всеми приложениями), размещенными в сети Интернет на странице www.tcsbank.ru, и тарифами, понимает их, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В пункте 2.2 общих условий выпуска и обслуживания кредитных карт в «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (ЗАО) указано, что договор кредитной карты заключается путем акцепта Банком оферты, содержащейся в заявлении-анкете или заявке клиента. Акцент осуществляется путём активации Банком кредитной карты. Договор кредитной карты также считается заключенным с момента поступления в Банк первого реестра операций. Согласно пункту 2.4 Условий комплексного банковского обслуживания в «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (ЗАО) универсальный договор заключается путем акцепта Банком оферты, содержащейся в заявке в составе заявления-анкеты. Акцептом является совершение Банком следующих действий, свидетельствующих о принятии Банком такой оферты: - для договора кредитной карты – активация кредитной карты или Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А66-12278/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|