Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А05-3961/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-3961/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. по доверенности от 22.04.2014, Приходько А.А. по доверенности от 03.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2014 года по делу № А05-3961/2014 (судья Дмитревская А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН 1022901219791; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Советская, 52/15; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Архангельской области (ОГРН 1112901009968; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь Ленина, дом 1; далее – контрольно-счетная палата, административный орган) от 31.12.2013 № 01-02/998, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Вельские коммунальные системы» (165150, Архангельская область, город Вельск, улица Нечаевского, дом 3; далее – ООО «Вельские коммунальные системы», ООО «ВСК»), общества с ограниченной ответственностью «Кулой ЖКХ» (165117, Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, улица Ленина, дом 39; далее – ООО «Кулой ЖКХ»), общества с ограниченной ответственностью «СпецТеплоСтрой Вельск» (165115, Архангельская область, Вельский район, деревня Лукинская, улица Зеленая, дом 2; далее – ООО «СпецТеплоСтрой Вельск»), общества с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» (165135, Архангельская область, Вельский район, деревня Теребино, улица Романа Велицкого, дом 2, квартира 1; далее – ООО «Уют-Сервис»), общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСервис» (165150, Архангельская область, город Вельск, улица 1 Мая, дом 30; далее – ООО «ТеплоЭнергоСервис»), Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, кабинет 606; далее - агентство), Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; далее - министерство), общества с ограниченной ответственностью «Информационно-расчетный центр г. Вельск» (город Вельск, улица Нечаевского, дом 3, офис 1; далее – ООО «Информационно-расчетный центр г. Вельск», ООО «ИРЦ»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на правомерность действий администрации по перечислению средств областной субсидии предприятиям в период отсутствия утвержденного тарифа, верность расчета предприятиями размера субсидии. Податель жалобы полагает, что арбитражным судом не дана оценка доводу администрации о преждевременности вынесения предписания и возложении на нее обязанности по безусловному возврату в областной бюджет 2 823 003 руб. 27 коп., так как денежные средства должны быть возвращены их получателями. Податель жалобы отмечает, что сверка с первичной документацией не входит в полномочия администрации.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Контрольно-счетная палата в отзыве доводы жалобы не признала.

От ООО «Вельские коммунальные системы», ООО «Кулой ЖКХ», ООО «СпецТеплоСтрой Вельск», ООО «Уют-Сервис», ООО «ТеплоЭнергоСервис», агентства, ООО «Информационно-расчетный центр г. Вельск» отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители контрольно-счетной палаты поддержали доводы отзыва.

Определениями от 18.12.2014 и 04.03.2015 в составе суда произведена замена, рассмотрение дела начато сначала.

Заслушав объяснения представителей ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка расходования средств субвенций и субсидий, выделенных из областного бюджета, на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Вельский муниципальный район», за 2012 год и истекший период 2013 года», по результатам которого выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, наносящие Архангельской области непосредственный ущерб.

Так, установлено, что допущено завышение теплоснабжающими организациями потребности в средствах областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (далее – межтарифная разница), на общую сумму 2 821 876 руб.65 коп., в том числе по теплоснабжающим организациям:

- ООО «Вельские коммунальные системы» на 935 579 руб. 99 коп., из них средства в сумме 663 483 руб. 27 коп. по причине отсутствия в договоре о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – МО «Вельский муниципальный район») на покрытие убытков ООО «Вельские коммунальные системы», связанных с применением государственных регулируемых цен, порядка подтверждения фактических объемов тепловой энергии, используемой для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иных существенных условий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) и нормативным правовым актом, регулирующим предоставление коммунальных услуг гражданам;

- ООО «Кулой ЖКХ» на 871 714 руб. 39 коп.;

- средства в сумме 1 014 582 руб.27 коп. - по причине вступления в действие установленных агентством тарифов на тепловую энергию в более поздние сроки, нежели сроки (дни), в которые заключены договоры о предоставлении субсидий либо начат отопительный сезон, в том числе по теплоснабжающим организациям:

- ООО «СпецТеплоСтрой Вельск» на 594 088 руб. 40 коп.;

- ООО «Уют - Сервис» на 269 007 руб. 65 коп.;

- ООО «ТеплоЭнергоСервис» на 151 486 руб. 22 коп.

Указанные суммы выплачены МО «Вельский муниципальный район» из средств субсидии областного бюджета на возмещение межтарифной разницы за 2012 год.

В результате таких действий Архангельской области причинен ущерб на сумму 2 821 876 руб. 65 коп., который подлежит возмещению в областной бюджет.

Также установлено, что объем отпуска холодного водоснабжения и водоотведения, включенный в расчет по начислению субсидии, не подтвержден данными бухгалтерского учета, в результате чего допущено завышение субвенции на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения, на 1126 руб. 62 коп., чем причинен ущерб Архангельской области.

Указанная сумма выплачена МО «Вельский муниципальный район» из средств субсидии областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения, на 2012 год.

Согласно предписанию от 31.12.2013 № 01-02/998 заявитель должен вернуть в областной бюджет 2 823 003 руб. 27 коп.

Не согласившись с вынесенным предписанием, администрация обратилась с заявлением в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуется Архангельским областным Собранием депутатов и ему подотчетна.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 04.08.2013, согласно которому Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) дополнен статьей 270.2 «Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля».

В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания согласно пункту 1 статьи 270.2 БК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Поскольку в рассматриваемом случае проверка проводилась после 04.08.2013, ответчик имел полномочия на вынесение соответствующего предписания.

Статьей 7 Закона № 190-ФЗ установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В качестве таких принципов указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Статья 10 указанного Закона предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей. При этом согласно частям 14 и 15 статьи 10 наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Архангельской области «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» от 02.07.2012 № 512-32-ОЗ (далее – Закон № 512-32-ОЗ) установлено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 (то есть население и потребители, приравненные к населению), является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

В силу статьи 6 Закона № 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).

Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.

В силу Областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований в 2012 году осуществляли государственные полномочия Архангельской области по возмещению убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А13-4970/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также